Пой же пой, на проклятой гитаре

Стихотворение о душевной привязанности мужчины к женщине написано в 1922 году. Оно вошло в сборник «Москва кабацкая», изданный в 1924 году в северной столице. Это время, когда поэт испытывал душевный кризис, связанный с разочарованиями в личной жизни и в событиях, происходящих в стране.

Сюжет стиха несложен. Два молодых человека беседуют, у одного из них личная драма – разрыв с любимой девушкой. Друг главного героя, стараясь утешить товарища, играет на гитаре и поет эмоциональную песню.

Композиция: 9 строф, каждая из которых представляет собой четверостишие с перекрестной рифмой. Имеются повторы в первом и последнем абзаце: «Пой же, пой». По жанру – послание. По сути это диалог, хотя говорит только один человек. Собеседник понимает друга и отвечает ему словами песни.

Стихотворный размер – хорей, состоящий из пяти стоп. Автор использует тропы и фигуры:

•       эпитеты – последний (друг), роковая (беда), проклятой (гитаре);

•       скрытые сравнения – льющийся шелк волос, буйная рань, розовый купол дней, сума золотых снов;

•       олицетворение – пальцы пляшут;

•       гипербола – свела с ума.

Идея: измена женщины не стоит того, чтобы сводить счеты с жизнью.

Письмо к женщине

1680521668_o-tendencii-com-p-kak-odevalsya-yesenin-foto-77(1).jpg

Это стихотворение Есенин написал в 1924 году, в период переосмысления поэтом духовных и исторических ценностей. Послание к любимой, с которой герой расстался несколько лет назад, наполнено глубокими чувствами и эмоциями. Композиция: 17 строф. Размер – ямб. Рифма – перекрестная.

Поэт использует изобразительно-выразительные средства:

•       метафора – сонмище людское;

•       сравнение – как лошадь;

•       символика – Земля – корабль, трюм – кабак.

•       Основная мысль: нужно беречь чувства, потому что вернуть счастливое время в отношениях удается не всегда.

Гой ты, Русь, моя родная…

Один из главных стихов Сергея Есенина, написанный в 1914 году и повествующий о любви к родине. Он вошел в сборник «Радуница» - это первое крупное издание поэта. По жанру – лирика. Размер – хорей, рифмовка перекрестная. Композиционно произведение состоит из 5 четверостиший, слитых в монолог лирического героя.

В тексте использованы тропы и фигуры:

•       метафора – синь сосет глаза, звонно чахнут тополя;

•       эпитеты – родная (Русь), кроткий (Спас);

•       сравнения – как сережки, как богомолец.

Основная мысль: если выбирать между раем и родиной, то лучше всего - место, где ты появился на свет.

Заметался пожар голубой…

scale_1200 (21)(1).jpg

Шедевр, датированный 1923 годом, написан на тему любви. Он включен в цикл «Любовь хулигана». Жанр – лирическое стихотворение. Размер – анапест, рифма - перекрестная. В структуре 6 строф, представляющих собой четверостишия.

Автор использует тропы и фигуры:

•       метафоры – пожар голубой, омут глаз, волосы цветом в осень;

•       эпитеты – легкий (стан), упорным (сердцем);

•       сравнения – как запущенный сад.

Основная мысль: герой готов на все ради любимой.

Пускай ты выпита другим…

Сочинение о страсти лирического героя к женщине, с которой он когда-то расстался, создано в 1923 году. По жанру это собственно лирика, представляющая собой монолог. Ритмический размер – ямб, рифмовка – перекрестная. Композиция: 8 четверостиший.

Классик использует тропы:

•       метафора – выпита другим, стеклянный дым волос, возраст осени;

•       эпитеты – озорная (отвага), неприхотливый (приход);

•       олицетворение – сентябрь постучал.

Идея: выразить сожаление о разлуке с некогда любимой женщиной, близкой герою по духу.

Мне осталась одна забава…

Стихотворение Сергея Есенина о смысле жизни создано в 1923 году. По жанру - лирическое стихотворение. Размер – анапест, рифма – перекрестная. Композиция: 7 строф, представляющих собой четверостишия.

В тексте выделяются тропы и фигуры:

•       метафора – веселие мути;

•       эпитеты – дурная (слава), смешная (потеря), золотые (дали);

•       символы – роза белая, черная жаба.

Основная мысль: определить свое предназначение в этом мире, высказать просьбу к людям похоронить поэта по русскому обычаю.

Не жалею, не зову, не плачу…

Произведение создано в 1922 году. По жанру - лирическое стихотворение, написанное анапестом. Композиционно состоит из 5 строф, в каждой из которых по 1 четверостишию.

В произведении используются следующие изобразительно-выразительные средства:

•       метафора – страна березового ситца, золото увяданья, пламень уст, половодье чувств;

•       эпитеты – (дух) бродяжий, утраченная (свежесть);

•       сравнения – как с белых яблонь дым;

•       символика – розовый конь – мечта, гулкая рань - молодость.

Основная мысль произведения Есенина: подвести итоги прошедшей жизни, поблагодарить Творца за бытие.

Письмо матери

Послание написано в 1924 году. Оно посвящено любви к самому родному человеку на свете. Размер – хорей, рифмовка – перекрестная. Структура: 9 четверостиший. Автор использует большое число образных определений: несказанный (свет), синий (мрак), тягостная (бредь), мятежной (тоски), горький (пропойца), белый (сад).

Основная мысль: высказать слова любви, утешить мать, чтобы она не волновалась о сыне.

Исповедь хулигана

Философское сочинение о смысле жизни написано в 1920 году. По жанру это лирическое стихотворение, в котором белый стих сочетается с хореем. Используются следующие тропы:

•       метафора – падать яблоком, душ безлиственная осень, пузырь волос;

•       эпитеты – великая (исповедь), верный (пес) заезженный Пегас;

•       олицетворение – задор живет;

•       сравнение – как керосиновая лампа, как град грозы, как поле, как дождик, как шлейф, как васильки во ржи.

Идея: высказать сокровенные мысли о смысле бытия, о значении поэтического творчества.

Лучшие стихотворения Есенина отражают тематику его творчества. Они пронизаны любовью, светом, жизнелюбием. Произведения близки читателям разных поколений, что свидетельствует об актуальности творчества классика.