История создания

Вдохновил Гоголя на написание “Мертвых душ” А.С. Пушкин, рассказав занимательную историю о мошеннике, который, в попытке разбогатеть, скупал мертвые души и закладывал их в опекунский совет как живые. Гоголю понравился сюжет, и он решил написать большую работу, где будут показаны все грани русской души. Работа была начата в 1835 году, а публикация первого тома произошла только в 1842 году. Слушателем первых глав поэмы Гоголя стал Пушкин, который был крайне удручен серостью России, показанной в произведении. Это заставило Николая Васильевича намеренно разбавлять мрачность произведения и чередовать в дальнейшем смешное с удручающим, показывая всю многогранность страны.

анализ мертвых душ гоголя

История создания произведения, как и сам автор, окутана мистикой и имеет множество пробелов. В процессе написания поэмы Гоголь тяжело заболел и чудом излечился, что стало для него знаком свыше: произведение должно быть закончено. Реакция на напечатанный в 1842 году первый том была неоднозначной: от жесткой критики и обвинений в однобоком представлении Руси, как сборища негодяев, до восторга от значимости поэмы для литературы и общества в целом.

Большая часть произведения была написана за границей - в Риме, в Париже - где Гоголь пытался забыть о критике постановки на основе “Ревизора”. По задумке автора, поэма должна была состоять из трех томов. Первый был издан, второй уничтожен Николаем Васильевичем. Работа над поэмой Гоголем велась вплоть до смерти.

Тема и смысл названия

анализ поэмы мертвые души

Название произведения Гоголя “Мертвые души” требует глубокого анализа заложенного в нем двойного смысла. Такой прием позволяет охватить не только буквальную трактовку о тех самых душах крестьян, которые становятся предметом продажи, но и подумать о всех героях, представленных в произведении. Помещики, погрязшие в рутинной жизни, взяточничестве, лишенные человеческих качеств, думающие только о собственной наживе. Чичиков, способный думать только о деньгах, которые он сможет получить при реализации авантюрного плана. Гоголь стремился открыть читателям людские пороки во всей их страшной красе, чтобы разбудить в каждом жажду жизни, чтобы Чичиковы и Плюшкины не распространялись как зараза в обществе.

Композиция произведения

В основе задумки поэмы, по одной из версий, заложена “Божественная комедия” Данте. При этом, главной особенностью произведения является принцип кольца - все главы имеют одинаковый порядок развития событий: приезд главного героя в город, завязывание полезных знакомств, афера с душами, бал, отъезд. Знакомство с помещиками происходит также в строгой очередности: от менее пораженной “души” Манилова к опустившемуся Плюшкину, долги и проблемы которого затянули его на дно жизни. Сквозь подробную портретную характеристику помещиков, описание уклада их быта и особенностей характера, прорываются лирические отступления с описанием природы, рассуждениями о мощи и самобытности Руси. Из трех запланированных частей поэму до читателей полностью дошел только первый том и несколько глав второго.

Главные герои

мертвые души анализ произведения

Для глубинного понимания идеи “Мертвых душ”, лучше всего провести анализ произведения через призму главных героев:

  1. Чичиков Павел Иванович - описание внешности главного героя подчеркивает отсутствие в нем каких-то особенностей (не красивый, но не уродливый, не толстый, но и не худой). Манеры изысканные, отличается опрятностью и деликатностью. Имеет коллекцию ненужных вещей, которые всюду с собой возит. Представляет собой собирательный образ нового предпринимателя.
  2. Манилов - бездумный фантазер, скрывающий скудный ум за маской любезности. Уходит от суровых трудностей жизни в мир бесплодного фантазерства. Не имеет каких-либо устремлений и интересов.
  3. Коробочка - главная отличительная черта - жадность, подпитанная тупостью и ограниченностью. Возвела стены между собой и окружающим миром, упряма и не наполнена духовностью.
  4. Ноздрев - старается произвести впечатление на окружающих, в связи с чем бесконтрольно привирает. Поступки, не лишенные наглости и беспардонного, говорят о сумбурности и безалаберности.
  5. Собакевич - быстро приспосабливается к изменчивому внешнему миру, но не понимает при этом простых вещей. Ничто не вызывает интереса кроме личного хозяйства.
  6. Плюшкин - человек, который почти полностью утратил все черты. В поэме биография этого героя описана подробнее, в отличие от остальных персонажей, что позволяет отследить поэтапный процесс опущения личности. Страдает манией накопительства, на фоне которого из него ушло все человеческое.

Жанровые особенности

Жанр произведения определен самим автором как поэма несмотря на то, что по масштабу и структуре “Мертвые души” ближе к роману или повести. Поэмой автор назвал свое детище по причине наличия в нем важных отступлений (лирическое описание природы, сравнении Руси с бричкой, множество философских рассуждений о человеческих пороках), личных комментариев. Гоголь делал отсылку к “Божественной комедии” и собирался провести главного героя из Ада к Раю через Чистилище. Многие критики, в том числе Белинский В.Г., относили произведение к роману. Но традиционно “Мертвые души” называют поэмой, отдавая дань автору.