Таким образом, одно из красочных, трепетных и эмоциональных произведений его авторства дошло до нас в целости и сохранности, благодаря чему мы можем ознакомиться с чуткой, чистой и непоколебимой связью священной супружеской пары в текстовом изложении. Повести Петр и Феврония анализ, представленный ниже, позволяет не только ознакомиться с историей создания и кратким сюжетом «Повести…», но и обсудить ее художественные особенности, проблематику и поэтику.

История создания

Ранее говорилось, что автором «Повести…» является писатель и инок Ермолай-Еразм.

В середине XVI века за помощью к уважаемому и почитаемому на русских землях публицисту обратился митрополит Московского княжества Макарий, желающий в очередной раз ознакомиться с историей любви двух святых, Петра и Февронии, в текстовом виде. Ермолай Еразм, безусловно, не мог отказать верному служителю божьих сил. Впоследствии, в 1547 году «Повесть…» появилась на свет.

Краткий сюжет

Прежде чем приступать к анализу «Повести о Петре и Февронии Муромских», стоит рассмотреть ее сюжет, благодаря которому впоследствии возможно выявление художественных особенностей, поэтики и проблематики произведения.

После победы над змеем-соблазнителем великий князь Петр захворал, и ни один целитель широких русских земель не мог ему помочь. Служители, наставники и советники государя прилагали огромные усилия, однако каждая попытка была тщетна. Лишь сновидение, увиденное в тревожную пасмурную ночь, о девушке-лекаре, которой подвластны силы природы, привели справедливого и бесстрашного правителя к исцелению.

анализ повести о петре и февронии муромских

Отыскав дочь бортника, Февронию, Петр обратился к ней за помощью и, пообещав, что возьмет ее в жены, получил божественное исцеление. Однако дружина и бояре не хотели принимать княгиню из рода простолюдин.

Чувства, зародившиеся между возлюбленными, были сильны и непоколебимы, и Петр решил отказаться от титула, чтобы жить с Февронией простыми людьми. А в Муроме тем временем начались междоусобные войны. Советники и наставники не в силах терпеть бессмысленное кровопролитие, обратились к ушедшему князю. Тот принял предложение бояр вернуться вместе с женой, и тогда великие русские земли вновь пришли к миру. Народ и высокопоставленные чины приняли Февронию, искреннюю и добрую госпожу. Любовь между князем и княгиней расцветала: пара вместе занималась повседневными делами, правила государством, молилась Богу. А после смерти, наступившей в один и тот же день и час, их тела положили в один гроб.

Художественные особенности

«Повесть…» уважаемого древнерусского автора соединила в сюжете две исторические составляющие — сражение со змеем-искусителем и встречей с прекрасной целительницей. Каждая часть произведения объединена одним элементом — городом Муромом, а описываемые писателем события и действия претендуют на истинность изложения.

В древности и современности рассматриваемое произведение почиталось и ценилось за простоту, легкость и искренность. Каждая сюжетная часть гармонично сочетается друг с другом, что держит в напряжении и не опускает заинтересованность читателя.

анализ петра и февронии муромских

Поэтика и проблематика

Итак, составляя анализ «Петра и Февронии Муромских», стоит отметить поэтические нотки изложения, затронутые автором повести. Стиль изложения священной истории последовательный, обстоятельный и лаконичный. Каждый сюжетный переход переплетается с последующими и предыдущими частями произведения.

Проблемы, поставленные рассказчиком, раскрываются постепенно и проходят через призму сюжетных начала и конца. Значимыми являются следующие дискуссионные вопросы:

  • проблема чести, долга и милосердия;

  • проблема семейных ценностей;

  • проблема нравственного выбора.

Первая проблема раскрывается в отношениях Петра и бояр. Петр, несмотря на разгоряченное и бесчестное изгнание из Муромских земель, вновь вернулся к престолу, чтобы защитить дорогой град от войн и кровопролитий.

Вторая проблема раскрывается в отношениях Петра и Февронии, любовь которых способствовала созданию трепетного, нерушимого и непоколебимого союза. Петр был готов отказаться от любых материальных ценностей и мировых почестей ради возлюбленной женщины. Даже на небесах они воссоединились в идиллии и счастье.

Третья проблема раскрывается через призму правления Петра. Несмотря на тяготы, невзгоды и прочие трудности великий Муромский князь был готов на любые свершения ради любимого града. Он выказывал ни долг и ни обязанность, он демонстрировал честь, покорность и безграничное уважение.