Кратко о создании произведения

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру в Валаам. На этом острове проживали монахи. Побывал он и в городе Корела. Так и появилась у писателя идея о герое-страннике, размышляющем и вспоминающем свою жизнь.

К концу того же года автор написал произведение, назвав его «Черноземным Телемаком». Отправил в редакцию «Русского вестника», но оттуда прислали отказ с просьбой доработать. Через год в сентябре Николай Семенович выпустил роман в газете «Русский мир» под нынешним названием с уточнением: «его жизнь, опыты, мнения и приключения». Посвятил он историю генералу С.Е. Кушелеву, в чьем доме впервые прочитал готовую рукопись.

Смысл названия

«Странником» является герой по своей сути, что он и обозначает уже в первой главе. У него нет постоянного пристанища, семьи. А судьбой ему уготовано много раз погибать – проходить через своеобразные испытания. И при этом Флягин не перестает очаровываться встреченными им в его долгих скитаниях явлениями, людьми, наблюдать и восхищаться.

анализ очарованный странник лескова

Композиция

Анализ повести «Очарованный странник» предполагает и раскрытие композиции. Роман состоит из 20 глав. Первая и вторая являются экспозицией: вводят в сюжет, знакомят с местом действия – путь проходит через Ладожское озеро к селу в Орловской губернии – и с главным героем – странствующим монахом Флягиным.

Остальные главы посвящены описанию жизни персонажа. Не все имеют связанного сюжета и законченности. Повествование происходит не по хронологии, а по мере вспоминания тех или иных историй у рассказчика. Отдельные эпизоды могут восприниматься независимо.

Необычная для традиционного романа форма изложения. Это сказ – импровизационный рассказ, устная речь. В нем и люди, коих упоминает Иван Северьянович, говорят со своими речевыми особенностями. Можно приписать произведение по формальным признакам к житию: идет речь о человеке-монахе с описанием его детства, дальнейшего взросления и становления, приходу к церкви и смирению через искушения и прозрения.

Тема и проблематика

Главной проблематикой является определение понятий «праведничество» и православия. Праведник – не тот, кто не грешит, а лишь того можно назвать таковым, кто кается осознанно, полностью ощутив, почему это делает, и каковы последствия совершенного. И путь православного праведника полон страданий, ошибок, но, преодолев все это, человек приходит к точке познания истины.

очарованный странник анализ произведения

В анализе на произведение «Очарованный странник» добавим и про разнообразие тем. Писатель рассуждает и о любви, и о родине, и о патриотизме.

Герой мучительно ностальгирует по времени, проведенном в плену, а скучает по дому. К детям, что родились вне его желания, не питает чувств. Будучи на войне он проявлял храбрость, не боялся встретить смерть. Родина для него важнее и первостепеннее всего, когда Голован находится у татар. Все остальное отходит на второй план: собственный комфорт, удовольствия, относительная безопасность и свобода в плену. Мысли занимает самопожертвование и желание побега.

Любовь, настоящую и чистую, Флягину испытать не удалось: с женщинами отношения не сложились. Связь с Грушей доставила страданий обоим. Но духовно они сблизились: после смерти она принимала участие в дальнейшей судьбе любимого.

Николай Лесков охватывает события с 1820 по 1830 годы, а это тоже своеобразный исторический срез.

анализ повести очарованный странник

Также важными темами стали осознание предназначение и роль судьбы. Последнее отражено в главном занятии Флягина – бродяжничестве по свету. Его жизнь была предопределена заранее, о чем и предупреждал убитый им случайно в детстве служитель церкви. И он не мог уйти от этого – предназначение «следовало» за ним, пока Голован не принял его и не занялся тем, чем следовало изначально – служением Богу. Перепробовав разных профессий, нигде он не чувствовал себя нужным, полезным, не видел ни в чем смысла. Был, словно актер, многогранным, но ненастоящим. А ведь и мать напутствовала Ивана, и лишь через собственный приобретаемый опыт, совершенные ошибки и шаги на своем пути, скиталец пришел к своему сану и истинному делу жизни. Пройденные испытания и были подготовкой, реальным доказательством его избранности, осознанным подходом, что и позволило открыть в себе призвание, услышать голос сердца и благодарно принять его.

Безнравственные поступки героя, агрессия приводили к страшным последствиям – смертям. Кражи, обман, жизнь пропойца и тунеядца, безответственность и отсутствие понятий «хороший – плохой» стали следствием не привитых ценностей в детстве. У него не было примера морального ориентира, духовного наставника, но проблемы воспитания со временем исправились благодаря его собственным усилиям.

Основная идея автора

Иван обрел понимание, что нужно служить другим, а не думать о своих заботах, эгоистических желаниях, не поддаваться сиюминутным страстям. Он становится на путь монаха осознанно и бескорыстно, приходит к праведному образу жизни и помыслам.

очарованный странник анализ кратко

Глобально это можно обозначить, что каждому человеку со временем стоит выяснить истинное предназначение, в чем его смысл существования. Через испытания, невзгоды, обретения и потери личность формируется, делает выводы, лучше познает себя через взаимодействие с другими. Тогда и приходят цели, ценности, ощущение, что годы не прожиты зря, приоткрывается главная тайна бытия. Если же подобной работы с собой не проводить, то и возможности останутся нераскрытыми, а жизнь покажется горько бесцельной.

Критика

Анализ «Очарованного странника» Лескова не может обойтись без приведения мнений современников. Н.К. Михайловский отмечал, что в романе отсутствует единый центр, а фабулы «нанизаны как бусы на нитку», что он нашел удобным решением: можно вынуть одну из них и заменить другой, а то и добавить еще. Критик назвал это лучшим произведением автора.

Н.А. Любимов нашел «эту вещь» неудобной для печати и сырой, требующей дополнительной выделки.

В.М. Маркевич присутствовал при первых читках и был под большим впечатлением, как и другие собравшиеся. Для него все вполне кажется законченным, не нуждающимся в доделывании. Интерес к повествованию не угасает, а в финале становится жаль, что история подошла к концу. Он ставит в укор редколлегии «Русского вестника» (редактору Каткову), что те закрывают Николаю путь в журнал.

В «Варшавском дневнике» отметили сходство Флягина с Ильей Муромцем, былинное происхождение: рассказ Ивана дышит «русским былевым спокойствием». Оба персонажа прошли через пытки и трудности к благодушию, свойственному русскому человеку. А страдания переданы будто не личные, а чужие.