История создания

kubok-kratkoe-soderzhanie-ballady-va-zhukovskogo-f833010.jpg

Жуковский взялся за написание баллады в 1818 г. Он вдохновился сочинением Фридриха Шиллера – немецкого философа, поэта. Его идея, стилистика, особенности композиции лежат в основе произведения русского писателя. Василию Андреевичу не сразу удалось воплотить задуманное, приблизиться к первоначальной затее. Приходилось откладывать создание желаемого.

Пушкин обратил внимание на безуспешные попытки и творческие мучения учителя в 1825 году, обратившись к нему в письме. Он призвал «кончить «Водолаза». Последнее – первое название будущей баллады. Автор думал сделать мотивом отправки героя на дно жадность. Но затем полностью переделал смысл, придав поступку иную мотивацию. Теперь это не выгода, а проявление храбрости, вызов самому себе.

К 1831 г. Василий Андреевич довел до ума получившееся творение и отправил в печать.

Тема и жанр

Анализ стихотворения «Кубок» включает и тематику, и жанр произведения. Жанровые особенности – применение ярких средств выразительности, сочетание реализма с мистическим и фантастическим, истории и сказки, - указывают на романтическую балладу с трагическим концом.

В центре повествования – противостояние жизни со смертью. Автор ясно показывает, что игры с природой глупы, часто оканчиваются не в пользу человека. Такие риски и жертвы ради ценной вещи, на потеху чужому самолюбию и интересу – пусты, бессмысленны, отнюдь не являются подвигами. Это сделано пусть и не ради обогащения, материальных подарков, но и не во имя великих и благородных целей, защиты Родины, любимых. Собственная жизнь представляет собой ценность, и надо отнестись с уважением и вниманием к этому дару.

Еще одна тема – судьбы. Она испытывает и давлеет над пажом. Присутствует и обращение к Богу. Если в первый раз это помогло, море смилостивилось над неразумным парнем, отпустило его, то во второй – послужило уроком уже для других, а герой пал жертвой излишней самоуверенности. Ему был дан намек, но юнец не послушался.

Художественные средства

Мысль автора выражена при помощи образов и художественных средств. Ключевые здесь образы – море, пучина, волны. За символизм «отвечает» кубок. Его вручают как награду за приложенные усилия и достижения, это признак почета, победы. В данном случае идет речь о преодолении себя, своих страхов. Смелость позволяет извлечь неоценимый опыт, достичь успехов и материальных, иных выгод. Но и она же способна погубить, если действовать без оглядки.

В балладе представлены три героя – паж, царь с дочкой. У них яркие и характерные черты. Для первого – смелость, безумство, для второго – любопытство и жестокость, для третьей – доброта и справедливость.

В произведении, стремящемся походить на фольклор, содержится немало лексических повторов, сравнений, метафор и эпитетов. Олицетворение является ведущим художественным приемом, ведь главный герой – море – становится разумным и самостоятельно принимающим решения, сохранить ей жизнь юнцу, либо сгубить и прибрать к себе.

Размер у баллады – трехсложный амфибрахий. Темп размеренный и постепенно выводящий на нужное настроение. Рифма вначале перекрестная, потом сменяется на парную и так далее по тексту. Музыкальные и сказочные композиция и ритм у произведения. Выделяются даже отдельные звуки – звон кубка, бурление волн.

Композиция

France_Coast_Sea_485056(1).jpg

При анализе «Кубка» Жуковского стоит отметить построение произведения на быстроте и смене переживаний, что усиливает тревогу.

В качестве экспозиции заявлены царь, рыцари и место действия – берег моря.

Завязкой выступает призыв правителя проявить себя, совершить своеобразный подвиг, бросившись в морскую пучину за кубком, который он бросил туда. Тем самым доказать преданность, храбрость. Никто из рыцарей не торопится исполнять его волю. Лишь паж соглашается.

Происходит развитие сюжета. Юноша сталкивается с морским дном и его обитателями, достает драгоценность. Теперь ставки выросли: царь не унимается и хочет опять увидеть подвиг во имя себя. Он готов отдать родную дочь за него, если он повторит прыжок.

Повторное действие и застывшее ожидание от собравшейся толпы – это кульминация баллады.

Развязка очевидна: оглушительная тишина, паж погиб.

Важно: Автор стремился доказать и выразить через композиционную стройность единственную цель – нет ничего дороже и выше жизни.

Вступление роднит произведение с фольклором. В сказках принято трижды произносить что-либо для достижения эффекта. Так и тут, царь три раза повторяет свой зов. Это помогает создать атмосферу опасности и таинственности, понимания, что требуемое правителем действительно крайне рискованно. Никто из рыцарей не пошел на подвиги – они умудрены опытом, явно не хотят попусту отдавать жизнь. Только юный герой отважился – это острый момент, когда он-таки бросился вперед.

В завершении повествования вполне можно было оставить триумфальное выныривание персонажа с кубком. Все счастливы, ликуют. Томительное и тревожное ожидание пройдено. Но Жуковский предпочитает наращивать интригу, не обходиться банальным радостным финалом. Он бросает для героя вызов и испытание, толкая его на тот же опасный путь. Последние строки описывают результат самонадеянности.

Поэтическая лексика

Для баллады характерно слияние двух видов лексики – устаревшая и разговорно-бытовая соседствуют друг с дружкой. Старославянизмы «младой», «златой» находятся рядом с общеупотребительной речью. Поэтизмы «смиренно», «безгласны» и др. призваны подчеркнуть возвышенность ситуации, придать важности. Используются автором и архаизмы вроде «гиена морская», «жерло» и не только.

Жуковский задействовал разнообразные образно-выразительные средства. Они необходимы ему для придания произведению фантастического налета. Среди эпитетов выделяются «пучину бездонную», «бездна немая» и т.д. Метафоры, влияющие на чувства читающих: «чрево земли», «сердце ожиданием ноет».

Автор использовал приемы синтаксического параллелизма, однотипного построения предложений; гиперболы («стоногое грозно»); сравнения («как влага, мешаясь с огнем»). Не обошел он стороной и олицетворение. Море выглядит своеобразным и свободолюбивым существом. Оно и «стонет», и «воет, свищет», является «бездной», «чревом» и т.п.

Стилистические фигуры

Василий Андреевич задействует антитезы для создания экспрессии и выразительности тексты. Он противопоставляет страху отвагу, морю – землю, жизни – смерть.

В балладе также используется инверсия. Автор не в прямом порядке располагает слова для создания сказочной и музыкальной атмосферы. К примеру: «Того, что скрывает та бездна немая, ничья здесь душа не расскажет живая».

Важно: Встречаются повторы фраз и слов, что роднит произведение с устным фольклором, народными сказками. Царь трижды произносит одно и то же.

Отдельные строки звучат, словно напевы – данный эффект возникает, благодаря лексическим повторам: «мелькнуло живой белизной, мелькнула рука…» и др.

Жуковский воспользовался приемом умолчания, который выражается в многозначительном многоточии. Это подчеркивает важность момента, передает глубину трагедии, предвосхищая ее. Достигается и интрига, благодаря этому.

В синтаксисе можно отметить наличие вопросительных, восклицательных конструкций, деепричастий и однородных членов предложения.

Образ лирического героя

1674077729_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-ballada-kubok-45.jpg

Автор воплотил себя в образе рассказчика, от чьего лица и ведет повествование. У него имеется симпатия к герою. Перед читателем возникает молодой паж. Но и в то же время есть место сожалению, что он недостаточно разумен.

Юноша, ветреный и поддающийся эмоциональным порывам, неискушенный жизнью, легко ведется на предложение царя. Однако совершает тот же поступок дважды, что глупо и чревато негативными последствиями. В первый раз он прыгает море ради звания рыцаря. Молодой и отважный, но явно опрометчиво авантюрный парнишка предпочел быстрый и рискованный способ осуществления мечты вместо долгого и упорного, честного труда.

Паж увидел, что его действие возымело эффект у толпы, заприметил и неравнодушие красавицы. Дочка правителя восхищалась им. И тогда он опять прыгнул в море. Высшие силы не сберегли бахвального безумца – вторая попытка обернулась трагедией.

Для автора герой – прекрасный, отважный красавец. Он сочувствует мечтательному юноше. Делается упор на душе пажа – он пострадал от чистых помыслов. Трепет выражен и к царевне. Она добрая и смелая, пошла против воли отца. Царь же показан негативно. Он желал унизить юного героя, чья жизнь для правителя совершенно ничего не значит и не стоит. Потешив свое эго, удовлетворив личные желания, царь и не собирается раскаиваться, что затеял столь опасное развлечение.

Жуковский поучает читателя, четко давая понять, что не следует торопиться и соблазняться на самые сокровенные желания, совершая рискованные поступки. Получить быстро и без усилий желаемое – большое искушение. Вместо ожидаемого эффекта вполне вероятно вообще прослыть глупцом, заделаться инвалидом, а то и погибнуть. Жизнь ценнее всяческих неоправданных рисков и чужих прихотей.