Кратко об истории создания

Марина Цветаева никогда не знала свою бабушку. Та умерла совсем молодой, успев только дать жизнь матери Марии. Поэтому традиционный для России образ бабушки как пожилой доброй женщины никак не затрагивается, напротив – бабушка Цветаевой предстает совсем еще молодой девушкой, едва ли успевшей выйти замуж и родить ребенка.

Марина Цветаева описывает девушку, которую видит на портрете: она чувствует связь с ней сквозь поколения и даже думает, что тяжелый мятежный характер ей перешел именно от «двадцатилетней польки» (так называет поэтесса свою бабушку, Марию Бернацкую, представительницу польского аристократического рода).

Интересно, что мать Марины Цветаевой тоже умерла в достаточно молодом возрасте (в двадцать пять лет), поэтому поэтесса часто чувствовала себя одинокой – у нее не было старших родственниц, к которым она могла бы обратиться за советом или душевным теплом. Все, что ей оставалось – это смотреть на изображения этих женщин и размышлять о том, что они могли бы сказать ей при личной встрече.

Тема стихотворения

Главная идея этого произведения состоит в том, что между поколениями проходит незримая, но очень сильная связь. Несмотря на то, что лирическая героиня никогда не знала свою бабушку, она все равно чувствует на себе ее влияние. Она размышляет о трагической судьбе этой женщины (Мария Бернацкая вышла замуж за нелюбимого и умерла, когда ее дочери было всего три недели) и восхищается ее силой, думая, что свою внутреннюю силу она получила от нее.

Жанр и композиция

В анализе стихотворения Цветаевой «Бабушке» отметим, что произведение относится к лирическому жанру, хотя сразу определить его может быть сложно. Дело в том, что значительная часть стихотворение посвящена описанию Марии Бернацкой: поэтесса представляет ее аристократический образ, глядя на бесстрастное изображение женщины.

И только в конце она обращается к своим чувствам, задавая вопрос о том, может ли быть сложный характер наследством от красивой, но все же надменной и неприступной бабушки.

В композиции стихотворения можно четко проследить его разделение на две части. В первых трех четверостишиях Цветаева словами «рисует» образ Марии Бернацкой, а в последних двух – обращается к ней и рассуждает о характере женщины и о ее наследии. В этом размышлении звучит вопрос: исчезла ли бабушка навсегда или она продолжает жить в своих потомках – то есть, в самой поэтессе?

Средства выразительности

Чтобы повысить эмоциональность стихотворения, Марина Цветаева использует несколько художественных приемов. Самыми заметными среди них являются эпитеты («надменные губы», «ледяное лицо»), которые помогают передать читателю образ героини произведения, а также метафоры («взгляд, к обороне готовый») – они передают те чувства, которые испытывает поэтесса, когда размышляет о своей бабушке.

Стихотворение заключается риторическим вопросом, на который никак не представляется возможным ответить. Впрочем, учитывая настроение всего произведения, мы все же можем сделать вывод, что Цветаева чувствует сильную связь с бабушкой и думает, что некоторые черты ее характера ей достались от нее. При этом черты эти сложно назвать однозначно положительными или отрицательными: поэтесса называет их «жестоким мятежом», подразумевая, что она не может мириться с тем, что ей не по нраву.