История создания

1672812715_3-30(1).jpg

Фет создал короткое произведение, и за такой не впечатляющий объем на него обрушились с критикой. Литераторы не были довольны творением молодого поэта. Афанасий не хотел растягивать свои впечатления и навязывать видение, излишне досаждать читателю. Он предпочитал лаконичную и понятную форму. Произведение написано в 1842 г. Автору было двадцать два года.

Молодой и романтичный, еще полных светлых идей и надежд, способный поражаться и очаровываться, наслаждаться окружающей действительностью поэт передал ощущения и переживания. Он побывал в ночной поездке. Его чувственная, тонкая и ранимая натура отражена в емких строках. Чуткая душа позволила автору проникнуться чем-то обыденным, суметь увидеть красоту и подчеркнуть ее минимальными художественными средствами.

Это пример ювелирного мастерства – выразить то, что другие и не заметят, пройдут мимо, но через его видение каждый получит возможность проникнуться и оценить по достоинству представленный лирический пейзаж.

Жанр, направление и размер

05d6789cfbbda3d5a0f9d57525c7b69f(1).jpg

Стихотворение представляет собой пейзажную лирику. Сторонних мотивов в нем нет, чистейшее описание зимней природы.

Размер – трехстопный хорей. Рифмовка перекрестная. Произведение состоит из восьми строчек, они разбиты на два четверостишия.

Композиция

Анализ стихотворения «Чудная картина» включает особенность композиции. Она у произведения простая: по смыслу идут друг за дружкой две части. Герой наслаждается разворачивающимися просторами, за которыми угадывается Родина, сквозят неизменные черты России.

Для поэта равнина, луна, переливающийся свет и бег саней – знакомые и родные штришки, и в них любой русский человек признает схожие ощущения, узнаваемые особенности. Пейзажи необъятной страны весьма похожи, хотя и непременно обладают уникальными деталями.

Образы и символы

785925_75(1).jpg

Главный символ стихотворения – Россия, мотив пути. Благодаря фразе «саней…одинокий бег» у читателя всплывают ассоциации с русской тройкой, несущейся вдаль. Это было традиционным и единственным средством передвижения на дальние дистанции. А в дороге, долгой и утомительной, нередко появляются тоска, чувство одиночество, что могло сопровождать и Фета.

Интересен образ луны, в котором заключена душа человека. Он неразрывно связан с природой.

Лирический герой в виде наблюдателя, его присутствие незримо. Его можно описать как беззаветного влюбленного – в окружающие просторы и красоты, Родину.

Темы, проблемы и настроение

Тематика весьма лаконично передана. Главный посыл – осветить тему природы, ее подлинность и чистоту.

Важно: Поэт выделяет время действия – зима, ночь, когда живое замирает (практически не происходит движения). Это отражение темы одиночества. Однако для лирического героя оно не в тягость, а повод для размышлений, поисков смыслов и вдохновения.

Настроение легкое и возвышенное, несмотря на одиночество, зиму (и сопутствующий, подразумевающийся холод).

Также в проблематике видится обращение Афанасия Афанасьевича к вопросу понимания счастья. В привычной суете важно находить время и возможность понаблюдать за тишиной, за природой, что и даст необходимое, мимолетное счастливое переживание. Оно питает сердце и душу, движет человека вперед.

Основная идея

1676655556_gagaru-club-p-chudnaya-kartina-vkontakte-28(1).jpg

В анализе «Чудной картины» Фета не может не прозвучать отображения мысли, к которой стремился автор. Он хотел показать красоты и любовь к родным землям. А когда человек что-то всем сердцем любит, восхищается, то и желание разделить, показать другим – естественно, в основе всего.

Автор не выражает никакой иной позиции и идеи, кроме любования природой. Здесь не содержится скрытых подтекстов и призывов, личного мнения.

Средства выразительности

Поэт стремился отобразить зимний пейзаж, для чего использовал эпитеты («блестящий снег», «белая равнина», «картина родна» и др.), олицетворение («саней… бег», отображает пройденный путь) и инверсию («небес высоких»). Последняя выстраивает гармонию для трехстопного хорея.

Простые предложения в составе чего-то сложного создают впечатление якобы упрощенного перечисления, но с очень глубоким содержанием и посылом. Фет представил настоящую живопись в литературе.