Жанр, направление, размер

«Капитаны» — произведение лирического жанра, написанного в форме элегии. В стихах Гумилева есть главный признак элегии — они полны раздумий лирического героя о смысле жизни, точнее о людях, живущих настоящей жизнью. Это капитаны, посвятившие себя морским путешествиям, но не ради приземленных, практичных целей, а чтобы найти земли «куда не ступала людская нога», в мире, который «не открыт до конца».

От классической элегии русской поэзии цикл отличается своим настроением. В русской поэзии элегия — это «грустная песня», размышления об утрате, потере. Но произведение Гумилева наполнено жизнеутверждающими смыслами, восторгом перед теми «кто дерзает, кто хочет, кто ищет».

Цикл можно отнести к направлению акмеизма. Хотя формально акмеизм возник в 10-х годах 20 века, но ясность и точность образов, простота языка, лаконичность структуры указывает принадлежность произведения именно к этому направлению.

Цикл состоит из 4 частей, у каждой свой размер. В первой использован — трехстопный анапест, во второй — амфибрахий, в третьей — хорей, размер четвертой части — ямб.

Композиция

Композиция цикла состоит из 4 частей. Они отличаются объемом, размером и тематикой. В первой и самой известной части читатель впервые узнает о том, восхищении которое вызывают некие «капитаны» у лирического героя. Они пропитаны «солью моря», их путь «дерзостный», они всегда готовы выхватить оружие. Их жизнь полна опасных событий — встреч с вражескими «фелуками», охотой на «исполинских китов» или просто плаванием в «многозвездной ночи» на свет маяка.

Часть вторая — самая большая и торжественная, недаром она написана амфибрахием, который считают наиболее напевным и серьезным размером в русской поэзии. Автор начинает с разговора об исторических личностях (Колумб, Кук), постепенно переходя к мифическим фигурам (Уллис, Синдбад-мореход) и, наконец, включая в ряд моряков «первых людей на первом плоту». Их всех объединяет стремление к новому и неизведанному, им «опостылели страны отцов», они смеется над «заветами седых мудрецов».

анализ стихотворения капитаны гумилев

Третья часть цикла — самая короткая и приземленная, ее можно назвать «моряки на суше». Члены морской команды оказываются в порту и мгновенно превращаются из романтичных храбрецов в посетителей «заплеванных таверн», которых обыгрывают в карты или кости «завитые шулера».

Завершается стихотворение Гумилева «Капитаны» мрачными строфами и таинственным образом капитана с «ликом Каина», которые заслуживают особого внимания в анализе.

Сначала автор упоминает о загадочных «иных областях», которые недостижимы для «высшей доблести». Там моряки встречают Летучего Голландца, корабль, чьи команда мертва и жива одновременно, капитан вечно стоит у штурвала, ведя судно на окраину «за тропик Козерога».

Автор не пишет, за что прокляты все эти люди, но читателю ясно, что это было предельно жуткое преступление. Судьба призрачного корабля и его экипажа, словно, обратная темная сторона дерзости и смелости моряков.

Образы и символы

Лирический герой стихотворного цикла — человек, тоскующий по далеким загадочным странам, мечтающий вырваться из мира, где «пересчитаны все звезды». Он с восторгом думает о бесстрашных капитанах, явно мечтая жить их жизнью.

Центральный образ произведения те самые Капитаны, воплощающие в себе свободолюбие и тягу ко всему неизведанному. Они не просто отважные люди с «уверенным взглядом», а еще и «паладины Зеленого Храма», для которых морская глубина рождает «наркозы».

И как раз море, Зеленый храм является третьим образом произведения. Он выступает в двойственной роли — притягательное и враждебное одновременно. Капитаны все жизнь сражаются с его стихией, но всегда грезят о нем.

Темы, проблемы, настроение

Вычленить тему в анализе стиха «Капитаны» поэта Гумилева сравнительно просто. Романтика морских приключений как средство ухода от обыденной реальности — служит лейтмотивом каждой части цикла. Гумилев подчеркивает, что в диковинной обстановке (например, на борту корабля) даже прозаические жесты (отряхивание пены с высоких сапог) кажутся поэтичными и значимыми.

Путешествие из изученного, а значит, скучного и упорядоченного мира, в экзотичные страны, где человек свободен, а природа фантастична.

Основная идея

анализ стиха Капитаны Гумилев

Приключение как жизненная необходимость и залог познания нового — вот главная мысль «Капитанов». Чтобы быть полноценным человеком нужно наполнить свою жизнь эмоциями и впечатлениями. Именно, авантюрное, полное новизны и риска существование «капитанов» доказывает, что они выбрали правильный путь. В море они, словно, существа из легенд, на берегу — маргинальные и опасные люди.

Их путь ведет от «страны отцов», чью мудрость они откровенно презирают в сказочный мир полный чудес. Идеальная жизнь в философии Гумилева — перманентное приключение, вечный поиск Америки, сокровища или просто чего-то нового.

Средства выразительности

В анализе произведения Николая Гумилева «Капитаны» нельзя обойти вниманием богатство языка поэта. Редкая строка обходится без метафоры, сравнения или эпитета.

Самая значимая метафора «паладины Зеленого храма» является двойной, моряки уподобляются рыцарям, поклонникам моря. Также морская волна описывается как «изгиб зеленой зыби».

Чаще всего в стихах используются довольно изощренные эпитеты скалы — «жемчужные», ночь — «многозвездная», а корабли — «быстрокрылые».

Для подчеркивания мысли Гумилев использует сравнения и уподобления. Товарищи капитана Летучего Голландца бледны «как смерть» и смотрят словно «трупы на пожарище».

Программное стихотворение Гумилева «Капитаны» выражает жизненное кредо автора. Настоящая жизнь всегда стремится к новому и неизведанному, отвергая монотонную обыденность.