История создания

В жизни и творчестве Ахматовой 1920-ые годы имеют большое значение. Несколько лет стали очень сложными и в первую очередь эмоционально. А всё потому, что была жестокая критика с огромной части общества. Читатели всё больше возмущались по разным причинам и Анна больше не могла печататься. Ушла часть дохода, которую приносило писательство. В личной жизни тоже настал разлад – брак рассыпался по частицам и достиг стадии развода.

Эти моменты в совокупности составляли страшную смесь. Преодолевать препятствия нужно было стойко и смело, а для этого необходимо быть сильным духом. В 1924 и было написано это стихотворение как напоминание о том, что ничего нельзя бросать.

Тема стиха

Как верующему человеку нужен Бог, Ангел-хранитель, как простому смертному воздух и вода, так и творцу любой области необходима муза. Это тот образ, который дарит не только вдохновение, но и самые восхитительные идеи и также способы их претворения в жизнь. Без музы, какой бы она не была и в чём не находила отражение, сложно создавать значимые и покоряющие душу произведения. Об этом говорит Анна Андреевна.

Когда муза перед тобой, когда она вот так прямо приходит во сне, – значит пора заниматься искусством. Это тот период, характеризующийся наибольшей продуктивностью. Муза – это источник сил. Даже в самые трудные времена она не всегда уходит. В такие моменты она нужна как никогда. И А. Ахматова, несмотря на все трудности, будет бороться. Потому что она не одна, у неё есть покровительница.

Жанр и композиция

Композиция представляет собой деление стихотворения на две части. Оно состоит из двух строф, они индивидуальны, но крепко связаны между собой одновременно.

  1. Предвкушения прихода покровительницы, ожидание важного события.

  2. Время посещения музой лирической героини. Момент появления света и яркой надежды. Непосредственный диалог между музой и героиней стихотворения.

Согласно проведенному анализу стихотворения Ахматовой «Муза», оно относится к философской лирике. Оспорить этот выбор трудно.

Средства выразительности

Самым запоминающимся среди всех средств художественной выразительности является метафора о жизни, которая находится на грани, висит на тонком волоске. Ещё чуть-чуть и всё может измениться так, что возвращать что-либо будет трудно. В повседневной речи это словосочетание нередко встречается как фразеологизм. Однако в стихотворении они приобретает более глубокий смысл, а потому может стать метафорой.

Ахматова использует ассонанс, который трудно не заметить. Повторяющиеся в словах гласные буквы создают свою мелодию, которая сопровождает музу во время её прихода.

С целью усиления эмоциональной составляющей происходит слияние восклицательных предложений с простыми по окраске. Так создаётся контраст, задающий настроение. Отнести это явление можно к синтаксическим средствам.

Так, стихотворение – не просто отражение мыслей автора, но и её поддержка самой себе. У женщины появляется мотивация двигаться дальше, развиваться назло тем обстоятельствам, что забирают яркие краски из палитры её жизни.