История создания

Рассматриваемое произведение написано Федором Ивановичем в середине XIX века и стало настоящим удивлением для любителей литературного творчества того времени, поскольку данный период был охарактеризован как расцвет символической прозы и поэтики.

Творчество для русского писателя было одним из самых важных достижений в жизни, поэтому он с легкостью протестовал мировым течениям и даровал русскому жителю то, что обитало на его сердце. Таким образом с присущей поэту филигранностью, точностью и живописностью он передал момент перед грозой, когда единство живого затихает и преображается, и подарил его простому обывателю родных земель.

Тема, переживания лирического героя

Приступая к анализу стихотворения «Неохотно и несмело», нельзя проигнорировать важность тем, раскрываемых в необыкновенном творчестве русского поэта и прозаика. Оттого важнейшей его частью можно назвать саму природу, являющуюся олицетворением души человека.

Через легкие и чувственные строки Федор Иванович старается в мельчайших подробностях уловить душу стихий, понять ее и объяснить с помощью многообразия выразительных средств русского языка.

Природа, как и человек, — неповторимая особенность, нуждающаяся в трепетном и уважительном отношении, несмотря на тяготы, невзгоды и иные судьбоносные решения.

анализ стихотворения тютчева неохотно и несмело

Жанр и композиция

Композиция рассматриваемого произведения крайне проста и разделена на три составляющие:

  • первая часть — завязка, которая концентрируется на описаниях яркого солнца, надвигающихся туч, легких порывах ветра и возможного прихода всепоглощающего сумрака;

  • вторая часть — кульминация, которая концентрируется на описаниях неуловимых молний, вырисовывающих на мрачном небе удивительные узоры, пугающие звуки грома и пыль, метающуюся по бескрайнему полю благодаря оглушающему ветру;

  • третья часть — развязка, которая концентрируется на описаниях наступающего спокойствия: молнии, гром и грозы постепенно отступают, вновь даруя царствование умиротворению и всеобъемлющей тишине; солнце выбегает из объятий мрачных облаков; природа обновлена и готова вновь радовать своим очарованием.

Жанровая составляющая рассматриваемого стихотворения — лирическое послание, поскольку:

  • во-первых, стихотворение эмоционально и поэтически выражает чувства автора;

  • во-вторых, используется многообразие языковых выразительных средств;

  • в-третьих, во время ознакомления со стихотворением ощущается присутствие персонажа, наблюдающего за удивительными природными явлениями либо напрямую, либо со стороны.

Средства выразительности

Нередко анализ «Неохотно и несмело» в 6 классе требует от учащихся нахождение средств выразительности, которые в более красочном и ярком ключе передают эмоции и чувства автора, наполняющие его душу во время написания произведения. Тропы, используемые в рассматриваемом творении, таковы:

  • эпитеты — талантливый русский писатель описывает лень словами «неохотно», «несмело»; использует высокопарный стиль определения «зеленый»; пишет о пламени как о белом и летучем стихийном явлении; называет громовые раскаты сердитыми и смелыми, а землю — смятенной;

  • олицетворение — чувственный прозаик придает природным явлениям человеческие характеристики, благодаря которым солнце наблюдает за бескрайними полями, иногда делает это «исподлобья», то есть из-под насупленных, нахмуренных бровей;

  • сравнения — эмоциональный автор сравнивает пыль, летящую по бескрайним полям, с непоколебимым и непостижимым вихрем;

  • метафоры — драматург в нежных строках повествует о том, как потонула синева, а непослушные молнии словно струи пронзали мрачное небо.

Также при составлении анализа стоит акцентировать внимание на том, что автор в легкой пейзажной зарисовке использовал многообразие глаголов, в ярком ключе описывающих движение и целенаправленность солнца и земли, молнии и грома как отдельных живых образов в жизни всего человечества.

В качестве заключения хочется сказать, что Федору Ивановичу в действительности удалось передать общий колорит такого природного явления как надвигающаяся гроза. Он, не стесняясь простоты и легкости, с удовольствием описывает гамму удивительных звуков непоколебимого стихийного воплощения обновления всего живого. Видно, что автору нравится неспокойная погода, как и любой другой растительности, окружающей чувственного лирического героя.