Считается, что данное стихотворение М. Ю. Лермонтов посвятил Екатерине Быховец, своей дальней родственнице. Однако на самом деле влюблён он был не в неё, а в Варвару Лопухину, чьи милые черты лица он узнал в Екатерине. Об этом прямо говорит строка: «В твоих чертах ищу черты другие». К сожалению, Лопухина, не дождавшись признания Лермонтова, вышла замуж, вопреки взаимным чувствам к нему. Ещё очень долго Михаил Юрьевич будет вспоминать об этом печальном происшествии и в своём дневнике писать о том, как он разочарован в любви. Однако, чтобы лучше раскрыть посыл произведения, стоит перейти к более детальному анализу.

Жанр, направление, размер

Направление – романтизм. Главный герой отличается от всех остальных людей эмоциональностью, излишней чувствительностью к несправедливостям этого мира – ему грустно оттого, что на свете существует невзаимная любовь, и что переживать её тяготы приходится именно ему.

Работу можно отнести сразу к двум жанрам: элегия и послание, поскольку это стихотворение о любви, что соотносит его с первым жанром, но также Лермонтов неоднократно обращается к своей героине, что делает его ещё и посланием.

Размер – пятистопный ямб с кольцевой рифмовкой (рифмуются первая, четвёртая и вторая, третья строки).

Композиция

Данное стихотворение является последовательным монологом лирического героя, в ходе которого он рассказывает о своих внутренних гонениях. Особо явных композиционных составляющих здесь нет – это стихотворение, которое не нужно делить на части, и следует воспринимать целиком, как единое целое.

Образы и символы

нет не тебя так пылко лермонтов анализ

Анализ «Нет, не тебя так пылко» Лермонтова позволяет нам выделить два главных образа: лирического героя и его возлюбленную. Повстречав девушку, очень похожую на его прошлую любовь, герой предаётся своим воспоминаниям, где он подробно, с особой нежностью и теплотой описывает красоту возлюбленной. Второй образ – прекрасная юная девушка, которая когда-то блистала своей красотой. Теперь же она изменилась, потеряла свой прежний блеск и превратилась в серую тень. Глядя на незнакомку, герой узнаёт в её чертах юношескую любовь и говорит, что раньше его «подруга юных дней» была такой же яркой красавицей, но ныне она лишь имеет «уста давно немые» и «угаснувшие очи».

Темы, проблемы, настроение

Тема стихотворения – любовь, а проблемой выступают неразделённые чувства. Персонаж опечален. Глядя на девушку, напомнившую ему «прошлое страданье», он с тоской вспоминает о том, как в молодости был окрылён светлым чувством, но, не получив взаимности, погрузился в отчаяние. Герой жалеет, что его прошлая любовь обернулась для него маленькой личной трагедией.

Ещё одна неявная тема – память. Лирический герой живёт прошлым, и вместо того, чтобы найти себе новый предмет воздыхания, он снова и снова возвращается в свои воспоминания, не желая расставаться с полюбившимся сердцу образом. В данном случае память только мешает персонажу отпустить горькое прошлое и начать жизнь заново, она не даёт ему оглядеться по сторонам и забыть былые сожаления о не свершившемся.

Герой не винит свою любовь и вместе с тем не пытается обвинить себя – он занят исповедью о старых чувствах и совсем не хочет тратить время на выяснения виноватого.

В анализе стиха «Нет, не тебя так пылко», можно заметить, что лирический герой хоть и не является самим поэтом, но он тесно связан с ним и в какой-то степени отражает моменты из прошлой жизни Лермонтова. Благодаря этому можно более подробно познакомиться с личной биографией русского писателя и вместе с ним прожить те чувства, которые он испытывал, будучи пылким юношей.

Основная идея

Персонаж говорит о том, что вместе с неразделённой любовью погибла и его молодость. Все идеалы, возвышенные чувства, которые волновали его в юности, более не имеют для него никакой ценности, поскольку единственное, что осталось у героя – это лишь воспоминания и фантазии о счастливой жизни. Основная идея – стремление поэта показать, как губительна может быть любовь, и как жестоко она способна обойтись с чувствами простого человека. Также поэт говорит, что, постоянно обращаясь к прошлому, живя воспоминаниями, люди лишаются возможности жить в настоящем и стать действительно счастливыми в данном моменте.

Средства выразительности

Художественные тропы помогает более ясно и красочно описать чувства героя через образные фразы и яркие словесные конструкции. В стихотворении множество эпитетов: «пылко я люблю», прошлое страданье», «погибшая молодость», «таинственный разговор» и так далее. Эпитеты помогают образно охарактеризовать предмет и понять отношение автора к нему.

Следующим явным тропом выступает метафора: «огонь очей», где глаза девушки скрыто сравнивают с пламенем, «сердцем говорю» - поэт невольно наделяет глаза возможностью говорить.

И необычным средством является инверсия (обратный порядок слов): «таинственным я занят разговором». В прозаических текстах инверсия используется для того, чтобы сделать акцент на какой-то детали. В лирике же зачастую это требуется для сохранения рифмы.

Лирический герой обречён на постоянные страдания до тех пор, пока он не решится отпустить прошлое. Вместо того, чтобы искать поддержку сейчас, он вновь и вновь возвращается назад, где, как ему кажется, живёт его счастье. Персонаж, сам того не понимая, лишает себя возможности жить счастливо и полноценно, расстаться с одиночеством и, приняв мир, каков он есть, найти в нём своё место. Подробный анализ «Нет, не тебя так пылко» даёт понять, что герой невольно выбирает страдать, отдавая предпочтению уже несуществующему, но такому дорогому для него прошлому.