Краткая история создания

Анализируемое стихотворение Владимир Маяковский написал, когда еще не был широко известен. Вместе со своими коллегами он организовывал литературные чтения, на которых презентовал собственное творчество. В 1912 году он создал стихотворения «Ночь» и «Утро», написанные в то время еще не набравшим популярность стиле «футуризм». С помощью этих работ Маяковский хотел показать обществу, что поэтическое искусство может быть другим и отличным от его привычного восприятия.

Тема и настроение

Основной темой произведения является одиночество в толпе. Маяковский в лице собственного лирического героя предстает потерянным человеком, который не знает, как ему влиться в общество и разделить его ценности. Впрочем, он не слишком к этому стремится, так как его устраивает его отстраненность. Стать частью общества – значит разделить его порочные удовольствия и предать себя на растерзание разврату, но лирический герой стремится сохранить чистоту своей личности и духовные ценности.

Поэтому дорога в «игорный дом» (именно так поэт называет развлечения толпы) ему закрыта, хотя он и старается примириться со своим окружением с помощью неискренней улыбки.

Жанр и композиция

В анализе стихотворения Маяковского «Ночь» следует заметить, что сочетание лирического жанра и футуристического направления сразу задают определенное настроение произведению. Оно получается несколько мрачным, а лирический герой демонстрирует отстраненность от всего окружающего мира. В лучших традициях футуризма «Ночь» противопоставляет центрального персонажа окружающей толпе, заявляет о его неординарности и одиночестве.

Композиция стихотворения имеет логическую последовательность и может быть разделена на три части. В первой Маяковский описывает окружающую обстановку – темную и густую ночь, во второй же он переходит к описанию толпы, не останавливаясь ни на ком-то конкретном (речь идет об обществе в целом). В третьей части поэт подробнее останавливается на чувствах своего лирического героя, с которым он ассоциирует сам себя. Он пишет о том, что чувствует себя лишним в обществе обывателей, погрязших в пороках «игорного дома».

Средства выразительности

Для того чтобы нарисовать перед читателем образ ночи, в которой люди предаются разврату в игорном доме, Владимир Маяковский не использует прямых описаний и указаний. Он все говорит завуалировано, например – с помощью метафор (слово «багровый» описывает закатный свет солнца) и метонимий («бульвар и площадь» в глазах автора – это не просто объекты городской инфраструктуры, в этот образ он вкладывает всех жителей города с их ценностями и взглядами).

Динамику стихотворению придают многочисленные эпитеты («желтые карты», «синие тоги») и сравнения (стремительно двигающуюся толпу разных людей поэт называет «пестрошерстой быстрой кошкой»). Примечательно, что в произведении интересным образом используются цвета – Маяковский применяет их в качестве эпитетов, описывая ими определенные предметы, но не называя их самих. Впрочем, при внимательном прочтении можно быстро догадаться, о чем именно идет речь.