Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой философскую элегию (по типу диалогов Платона). Поэт ведет монолог на темы культурных ценностей общества, любви к прекрасному, суть человеческой природы. Отсутствует сюжетная линия.

Чтение и восприятие стихотворения облегчает пятистопный ямб и двусложный размер. Ударение падает на второй слог. Перекрестная рифма и пиррихии создают эффект разговорной формы.

Символизм являлся ведущим направлением в начале 20-го века. Гумилев придерживался также правил и принципов акмеизма (концепция не получила массового распространения). Образы стихотворения земные, четкие. Используется сравнение, но не мистицизм. Воображение не отходит от реальности жизни.

Композиция

Общая идея объединяет три смысловые части. Структура произведения содержит начало, основную часть, вывод. Композиция складывается из шести строф.

анализ стихотворения гумилева шестое чувство

Первое четверостишье (зачин) утверждает о заурядности жизни человека, признавая красоту земных радостей. Второе сформулировано вопросом. Поэт обозначает проблему практичности нематериального блага. Третье передает грусть и сожаления автора стихотворения о невостребованности красоты духовного мира.

Анализ фонетики стихотворения Н.Гумилева «Шестое чувство» включает исследование знаков препинания. Второе четверостишье заканчивается вопросительным знаком. Этот способ увеличивает мощность акцента, сделанного автором, привлекая внимание.

В четвертой и пятой строфах приводится сравнение. Каждый описывает пример слабости мальчика и животного существа. Чувство надежды придает сил, появляется мечта.

Завершается стихотворение шестым четверостишьем. В нем представлено убеждение, в которое Николай Гумилев свято верит. Оно же является решением проблемы духовного развития и доказательством идентичности чувства, с помощью которого оценивается красота материального и духовного мира. Поэт уверен в происхождении развития (эволюции) по воле Бога. Путь совершенствования представляет собой борьбу с препятствиями.

Образы и символы

Утонченность поэтической лексики передает вдохновение автора. Выражение идейной мысли поэта происходит с помощью образов чувств. Среди них есть восхищение красотой таинства природы.

Образ осознанного бессилия представлен позой животного существа неопределенного рода и вида. Путем анализа стихотворения «Шестое чувство» определяется борьба чувства надежды и заискивания, характерного слабым людям. Нужно научиться жить на земле без крыльев.

Одновременно с этим, выбранные формулировки «скользкая тварь» и «в разросшихся хвощах», символизируют историческую давность затронутой темы. В этом образе легко представить динозавра или древнюю форму пресмыкающегося, результатом эволюции которого сейчас является птица.

Образ безответственного ребячества, способного забегать вперед, торопясь повзрослеть, описан подглядыванием мальчика (реализация стремления увидеть то, что сейчас не дано). Выбранный способ передает сочетание застенчивости, любопытства и неготовности осознать собственные желания.

В качестве символа любви к прекрасному автор выбрал обозначение «шестое чувство». Поэт с иронией предположил возможное наличие специального органа, отвечающего за равнозначное духовное развитие в каждом человеке.

Радости земной жизни обозначены символом «вина», «хлеба» и «женщины», в совокупности олицетворяющими физиологические потребности питания и продолжения рода человека.

Темы и проблемы

гумилев стих шестое чувство анализ

Автор произведения передает читателю значимость духовного развития. В стихотворении раскрывается тема 6-го чувства, анализ которой создает представление о любви к прекрасному (совершенству).

Николай Гумилев акцентирует внимание на проблеме воспитания любви к духовному благу, сопоставляя с естественной радостью жизни. Автор недоумевает по вопросу помех для духовного роста. Указывая в общих чертах на то, что получить хлеб иногда сложнее, чем прочитать книгу. Но человек упорно пробегает мимо.

В стихотворении получила яркое представление тема божественного происхождения эволюции. Автор убежден, что человеку дана непрерывная борьба со своими слабостями и препятствиями.

Образ лирического героя в стихотворении

Молодой человек познает мир, обращая внимание на обыденные природные явления и житейские хлопоты. У него появляются различные чувства и эмоции (жизнерадостность, грусть, досада). Герой ищет причину проявленного им внимания к выпечке хлеба, небу, девушке, стихам.

Приходит понимание практичности вещей. Появляется вопрос о значимости духовных ценностей. Молодой человек пытается найти ответ в сравнении, замечая, что организмам на земле свойственны слабости. В конце концов понимая, что эволюцией руководит Бог.

Средства художественной выразительности

Гумилев в стихотворении «Шестое чувство» соотнес сложные для анализа понятия философии с простыми предметами. Поэт точно выразил мысль в простой форме, используя:

  • эпитет – «холодеющие небеса», «влюбленное вино», «бессмертные стихи»;
  • метафору – «мгновение бежит», «кричит дух», «под скальпелем природы»;
  • сравнение – «как…тварь скользкая», «как мальчик»;
  • антитезу – союз «но».

Элегия Николая Гумилева очаровывает. Гениальная поэтическая способность вкладывать весь объем философской категории в простое слово, понятное при любом уровне образования, создает культурную ценность поэзии. Автор предлагает не только решение, но и подает прекрасный пример благоразумного отношения.