Краткая история создания

Цикл из десятка стихотворений создавался в 1916 году, на него ушло примерно полгода – с марта по август. Это ранний период творчества Марины Цветаевой, для него характерны лирические настроения. К этой лирике не могли не прибавиться произведения о столь дорогом её сердцу городе. Тогда писательнице было 24 года.

Душа молодой девушки была отдана величественной столице. Именно Москва и любовь к ней стали главным источником вдохновением.

Тема и настроение

Настроения цикла в основном радостные, но мотивы тоски так или иначе присутствуют, пусть и являются не главными, а второстепенными.

Москва представлена священной. Именно она – центральная тема всех десяти произведений. Среди пейзажей часто мелькают церкви, соборы, часовни, купола, иконы, появляется образ Святой Богородицы. Присутствуют упоминания праздника Пасхи, Троицына дня. Часто слово «город» сокращается до древнерусского «град». Это как особое отражение её древней и богатой истории.

Жанр и композиция

Стихотворения составляют собой единое целое. Их можно читать и по отдельности, но вместе они составляют более интересное полотно. Стихотворения имеют как внутренние композиции, так и связь в повествовании между собой.

Рифмовка у стихотворений есть как параллельная (первая строчка рифмуется со второй, третья – с четвёртой), так и перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой) рифмовка. Это чуть усложняет чтение, если изучать цикл беспрерывно в виде одного полотна).

Анализ стихотворения «Стихи о Москве» Марины Цветаевой позволяет определить их жанровую принадлежность. Это небольшие оды – воспевающие сочинения, полные величественности и торжественности. Произведения из этого цикла напоминают хвалебные песни Москве. Они воспевают её, отражают стороны положительные и примечательные. 

Образы меняются быстро, но все из них полностью раскрыты. Часто это осуществляется со стороны православного христианства.

Средства выразительности

Внимательный разбор позволяет найти как минимум три основных типа тропов, существующих в литературе. Эпитеты среди этих средств художественной выразительности играют наиболее значительную роль. Именно они создают образ этого удивительного города. Они придают ему большей поэтичности и живописности.

Эпитетов много, но самые яркие примеры это: «багряные облака», с которых снизошла Богородица, посылая лучи доброго света; «дивный град»; «нерукотворный город» (здесь это как бы отражение божественного происхождения красоты Москвы); «мирный город».

Среди метафор, например, находятся «звёздная часовня – приют от зол» и «уронит Богородица покров». Олицетворения стоят рядом с метафорами, поскольку они схожи по своему значению: «площади нас мчат», «колокола взгремят», «бессонные колокола». В тексте также говорится о городе, который «встанет, исполнен сил».

Из стихотворений вынести можно как минимум одно заключение – Марина Цветаева была с городом единым целым. Он был для неё важной частью. Именно поэтому она с такой любовью смогла воплотить его образ и воссоздать атмосферу столицы. Настроения поэтессы переходили с радостного на более тоскливые. Это позволяет отследить реальную жизнь писательницы.