Краткая история создания

Традиционно считается, что с восторгом и удивлением воспринимать окружающий мир может только человек молодой – тот, который еще не столкнулся с серьезными практическими проблемами и не начал воспринимать жизнь, как бесконечную борьбу. Однако А. А. Фет, будучи человеком творческим, даже в тридцать пять лет не утратил этой способности. Он смотрел на окружающую его природу и видел больше, чем многие другие люди.

В природных пейзажах поэт угадывал определенные чувства и настроения, он всецело отдавался собственным впечатлениям и воспринимал мир вокруг себя как бесконечный источник вдохновения и светлых эмоций.

В то время как люди могли приносить разные чувства, в том числе и негативные, а построенная ими общественная система часто становилась источником трудной и проблем – природа оставалась все так же чиста, прекрасна и непорочна.

Кроме того, А. Фет считал, что в окружающем мире есть огромное количество загадок, которые недоступны человеческому пониманию. Даже если человек сможет немного приблизиться к ним, разгадать их полностью ему не дано. Как раз об этом ощущении тайного начала, скрытого в природе, он написал в своем стихотворении «Вечер» - в нем рассказывается о нечто большем, чем просто о переходном состоянии природы, связанном с наступлением ночи.

Тема и настроение

Это стихотворение рассказывает о впечатлениях человека, наблюдающим за переходом природы от дневного состояния к ночному. В магии вечера лирический герой видит определенное очарование и загадку, которую природа не позволит ему разгадать. Как таковой проблематики в этом произведении нет – оно сохраняет умиротворенное настроение и светлое «послевкусие».

Жанр и композиция

В рамках анализа стихотворения Фета «Вечер» отметим, что данное произведение – это воплощение традиционной пейзажной лирики.

Всего в нескольких четверостишиях поэт сумел воссоздать множество образов, которые читатели могут увидеть, услышать и прочувствовать.

Композиция стихотворения построена последовательно: в первой части она будто бы сама задает вопрос, а во второй – дает ответ на него. В начале А. Фет рисует перед глазами читателя картину природного пейзажа, но он намеренно избегает личных местоимений и какой-либо определенности. Благодаря этому до определенного момента лирический герой и его впечатления об увиденном остаются загадкой.

Ответ на эту загадку кроется во второй части композиции стихотворения: поэт раскрывает, откуда его герой наблюдает за подступающим вечером, и немного говорит о его чувствах. Но, тем не менее, логического конца у произведения нет, так как автор намеренно сохранил недосказанность, позволяя читателю самому представить подробности развития событий – так, чтобы каждый смог «примерить» описываемый вечер на себя.

Средства выразительности

Для того чтобы передать свою идею через природные образы, Афанасий Фет использует несколько художественных приемов. Наиболее часто в анализируемом стихотворении встречаются эпитеты («немая роща», «ясная река»), которые помогают прочувствовать ту картину, которую хочет продемонстрировать автор с помощью слов. Также поэт обращается к метафорам («вздохи дня», «убегает на запад река»), с их помощью «оживляя» природные явления и делая их героями той небольшой вечерней истории, которую он рассказывает в своем произведении.

Таким образом, художественные средства помогают автору показать те впечатления, которые получил лирический герой, наблюдая за наступлением вечера. Причем вечер этот самый обычный (он наступает каждые сутки), но для самого героя он показался очень загадочным и даже волшебным.