Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

История создания и тематика

Сложный для поэтессы период начался в 1917 году. Причиной тому была не только революция, сотрясавшая ее родную Россию, но и то, что разногласия с мужем случались все чаще и были все серьезней. Ахматова также начала сомневаться в наличии у нее таланта, хотя сборники ее поэзий были тепло приняты народом и литературными критиками.

Душевное состояние Анны Андреевны

История написания стихотворения напрямую связана с душевным состоянием Анны Андреевны и ее сильными переживаниями. Поэтесса чувствовала, что ее брак постепенно трещал по швам, он распадался. Женщина была разочарована в себе, ведь позволила чувствам к мужу Николаю Гумелеву полностью ей завладеть, а сердце в итоге оказалось разбитым. Анна была обманута в своих надеждах на эти отношения и теперь относилась к любви без былой страсти и дрожи.

Стихотворение опубликовано Ахматовой в год своего написания в сборнике «Белая стая», в котором Анна предстала перед читателем в совершенно новом поэтическом образе. Анна рассказывает о том, как разочаровалась в любви. Это прекрасное чувство лирическая героиня пережила сполна, но после именно из-за него она стала несчастной. И потому поэтесса говорит о любви с некой иронией, словно считает саму идею ее существованием сказкой, придуманной кем-то однажды.

Но во время чтения произведения не уходит ощущение того, словно за всеми этими словами отречения на самом деле скрывается тихая грусть по потерянному чувству к когда-то любимому мужу.

Композиция произведения

Композиция стихотворения развивается линейно, что не позволяет читателю полностью познать внутренний мир лирической героини. Первая строфа не характерна для творчества Ахматовой. В ней она словно описывает время и место действия «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанье столицы во мгле». От этого создается ощущение, что Анна разговаривает сама с собой или делает запись в дневник. Этим женщина подчеркивает, как внезапно пришла к ней столь важная мысль — она решила, что любовь просто выдумка. Идея, что любви не существует — результат личного опыта Ахматовой.

Продолжая идею, Анна говорит, что люди легко поверили в эту выдумку и до сих пор живут, веря в обман. Вторая строфа также наполнена разочарованием, поэтесса с презрением отзывается о свиданиях и всем, через что проходят влюбленные. Она утверждает, что никакой любви нет в этом мире, а верим мы в нее, только чтобы разнообразить обыденную жизнь.

Стих «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

В третьем завершающем четверостишье раскрывается основная идея о том, что лирическая героиня, потеряв веру в эту иллюзию, утратила и радость в жизни, возможность спокойного существования. Но в то же время Анна Сергеевна указывает, что это прозрение доступно не всем, да и сама она бы с радостью его не познавала.

Последние строчки стиха заставляют задуматься, что именно вложила в него Ахматова — она хотела высмеять всю высокую значимость любви или же это познание настоящего чувства, отличного от того, что поселилось в обычном сознании людей. Ведь в тот период женщина часто встречалась с Б. Анрепом — он нравился ей, но чувство долга перед сыном и мужем так и не позволили ей начать с ним отношения. Возможно, именно встреча с этим мужчиной породила в ней новое, неведомое ранее чувство.

Жанр и художественные приемы

Ученики читают стихи Ахматовой

Произведение относится по жанру к лирическому стихотворению. В нем Анна описала свои чувства через образ лирической героини. Она, казалось бы, столь молода, но уже успела разочароваться в главном — в любви и это стало причиной ее отчаяния. Стихотворение написано трехстопным анапестом. За счет этого автору удалось придать строкам форму размышления.

Проводя анализ стиха «21 Ночь. Понедельник.» Ахматовой, нельзя не отметить, что поэтесса сделала его чрезвычайно простым. Ею было использовано только два средства выразительности:

  • эпитет — «любовные песни»;
  • метафора — «и почиет на них тишина».

Эпитет при этом играет большую роль в стихотворении — он раскрывает всю ироничность нынешнего мировоззрения героини, которая до этого и сама радостно писала любовные песни.

Столь малое количество тропов акцентирует разбитое душевное состояние разочарованной в любви женщины, ведь ей не до высоких слов и крылатых выражений. И потому произведение не становится сухим или менее лиричным.