Стихотворение Фета «Еще весны душистой нега»

История написания

Афанасий Фет всегда ценил природу и восхищался ее красотой, поэтому пейзажная лирика преобладает в его творчестве. Поэт старался описать даже самые, казалось бы, незначительные перемены в природном мире. Одно из таких изменений было им изложено в этом стихе.

В момент написания стихотворения творец тесно общался с создателями литературного журнала «Современник». Именно в этом издательстве в 1854 году было впервые опубликовано произведение.

Тема стихотворения

Афанасий Фет

Критики положительно встретили творение Фета «Еще весны душистой нега». Стихотворение автор посвятил природе. Он отобразил ее красоту в переломное время между зимой и весной. В этот период холод еще не покинул землю, но теплые дни уже на подходе. Это видно по мелким переменам в окружающем мире.

Лирический герой, наблюдая за природой, считает одухотворенной. Если прочитать внимательно поэзию и проанализировать ее, можно легко заметить, как автор отображает это в строках стихотворения.

Особенности композиции и жанра

По жанру стихотворение относится к элегии. Проводя анализ стиха «Еще весны душистой нега», нельзя не отметить, что Афанасий Афанасьевич очень любил это направление и часто использовал его в своих творениях, таких как «Ночь тиха».

Поэзия является чудесным образцом пейзажной лирики, созданным с легкой и светлой грустью. Лирический герой отчасти меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, словно погружаясь в него, пропуская все через себя.

При написании автор использовал четырех- и пятистопный ямб. Эти размеры подчеркивают и доносят мысли автора до читателя. Строки при этом чередуются в мужской и женской рифме в сплетенной рифмовке.

Поэзия состоит из трех пятистрофных строк. Первые две представляют основную часть стихотворения, их автор объединил единой темой — описанием зимнего пейзажа. Но в то же время Фет акцентирует внимание на слове «еще», демонстрируя тем самым, что это ненадолго, уже скоро все переменится.

Стих «Еще весны душистой нега»

Основой стихотворения служит противопоставление: первые две строки описывают зиму, а в третьей проявляются признаки весенней поры в виде пролетающих в небе журавлей.

Сюжет изображает сменяющие друг друга пришлые картины, наполненные естественной красотой. При этом кажется, будто автор их объединяет в одну, то есть в зиму, где нет и намека, что снег скоро будет таять, но зато есть лирический герой и его предвкушение перемен. Благодаря этому кажется, что холода не будут длиться вечно.

Во второй части развитие сюжета происходит за счет появления женщины, которая наблюдает за природными переменами. Она видит пролетающий ключ журавлей над своей головой и осознает, что весна придет совсем скоро. Нужно отметить, завершая анализ стихотворения, что весенние мысли Фет излагает в этой части. Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человеческой натуры и природы, их неземное и неощутимое единство.

Средства выразительности

Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:

  1. Эпитеты: «весна душистая», «сизый румянец», «красавица степная», «замороженный путь».
  2. Олицетворения: «солнце греет», «березняк желтеет».
  3. Метафоры: «зарей гремит телега», «возрожденья весть живая», «соловей не смеет запеть».

Помимо этого, Афанасий Афанасьевич использует повтор слова «еще», чтобы создать параллелизм. Благодаря этому автор отражает главную идею произведения: ощущая естественные перемены вокруг себя, человек осознает, что они постепенны и не могут произойти мгновенно. Но он чувствует, что весна близко, скоро будет светить солнце и дышать станет легче.