Стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

История создания

Одно время М. Ю. Лермонтов отбывал заключение в петербургской тюрьме. В этот период из-под его пера вышло стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Это произошло в 1837 году, вскоре после написания произведения «Смерть поэта», в котором Михаил Юрьевич выразил отношение к существующему политическому строю и системе в целом.

 М. Ю. Лермонтов отбывал заключение в петербургской тюрьме

Поэта лишили свободы на время разбирательства. Ему нельзя было пользоваться чернилами, так что писать приходилось обгоревшими спичками на тёмной бумаге, в которую заворачивали еду для заключённых. Суровые условия не сломили дух поэта: он думал о величии природы, мысленно восхищался её красотой. Стихотворение получилось атмосферным, оно наполнено спокойствием и любовью к природе, каждая строчка дышит свободой. Первая публикация датируется 1840 годом: произведение включили в сборник стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Направление и жанр

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» позволяет определить жанровую принадлежность. Это пейзажная лирика, так как стих состоит из описаний картин природы. Они сменяют друг друга, и одновременно поэт рассуждает об окружающем мире и себе. В произведении присутствуют элементы, позволяющие отнести его и к философской лирике. Как и в других стихах, здесь присутствует лирический герой. Этот человек стремится к совершенству, хочет познать себя и достичь идеала. Через красоту природы герой становится ближе к Богу, постигая его великий замысел.

В первой строфе поэт описывает ниву, лес и сад, во второй взору читателя открывается красота цветка. Третье четверостишие посвящено студёному ключу, который рассказывает поэту свою историю. И в самой последней строфе автор говорит, что видит бога и постигает земное счастье. Характеристики произведения:

  • стихотворный размер — разностопный ямб, преимущественно шестистопный;
  • средства выразительности — метафоры, эпитеты, олицетворения;
  • рифмовка — перекрёстная и кольцевая.

Композиционные особенности

Произведение состоит из четырёх строф. Все они образуют одно предложение. Композиционный анализ стиха позволяет выявить следующие особенности:

  1. Первые 3 четверостишия начинаются со слова «когда». Оно указывает на обстоятельства, в которых автор начинает размышлять о познании себя и о том, что такое истинное счастье.
  2. Четвёртая строфа содержит главную мысль стиха — вывод, к которому автор подводит читателя через словесные рисунки.
  3. Описания леса и ландыша можно назвать статичными, а «студёный ключ» показан в динамике. Всё вместе создаёт полный образ многогранной природы. Автор показывает, что в растительном мире всё взаимосвязано.
  4. Последнее четверостишие начинается со слова «тогда». Поэт переходит от внешнего мира к внутреннему, логически завершая свою мысль. Душа успокаивается благодаря совершенству мироздания. Автор постигает счастье на земле и понимает, в чём состоит божественный замысел.

Система образов

Центральный образ произведения — лирический герой. Это одухотворённый человек, способный тонко чувствовать природу. Образы, которые открываются его взору:

  • тень зелёного листка;
  • таинственная сага родника;
  • серебристый ландыш;
  • румяный вечер.

Произведение «Когда волнуется желтеющая нива»

Герой выступает не пассивным наблюдателем, а участником диалога с природой. Он воспринимает послания, которые передаёт всё живое. Отдельные образы складываются в целостную картину, олицетворяя совершенство божественного замысла и его воплощения.

Природа в стихах Лермонтова не безмолвна: она чувствует и говорит, как живое существо. Поэт видит в ней воплощение красоты, мудрости и спокойствия, и это помогает ему унять тревогу, отрешиться от мирских проблем и проникнуться ощущением безмятежного счастья.

Темы и проблематика

Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.

Смена времён года

Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.

Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.

Третья тема — настроение лирического героя. Слияние с природой подарило автору просветление, умиротворение и понимание истинной сути вещей. Герой понял, в чём состоит божественный замысел, и от этого душа наполнилась счастьем.

Основная идея

Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.

Мысленно он беседует с ландышем

Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.

Поэт сумел донести главную мысль: чтобы полноценно жить и наслаждаться красотой бытия, нужно установить связь с нерукотворным миром. Если даже связующая нить будет незримой, в минуты невзгод она поможет выстоять.

Средства выразительности

В произведении использованы тропы нескольких видов: эпитеты, олицетворения и метафоры. Музыкальным и удивительно лёгким делают текст внутренние рифмы, ассонансы и звуковые повторы. Разбор по тропам:

Когда студеный ключ играет по оврагу

  • Метафоры: расходятся морщины, смиряется тревога. Образные выражения помогают понять, какие трансформации переживает герой внутренне и внешне.
  • Олицетворения. Ключ рассказывает «таинственную сагу», слива игриво «прячется» «под тенью сладостной», а ландыш из-под куста «приветливо кивает головой». Природа ведёт себя так, как присуще разумным, чувствующим существам.
  • Эпитеты. «Румяный вечер», «свежий лес», «душистая роса», «сладостная тень». Эти слова создают объёмную, красочную и звучащую картину, причём она не застывшая, а изменчивая. Слышно, как дует ветерок и шепчутся листья, сердце замирает при виде бескрайнего поля, и хочется поёжиться, ощущая зябкость летнего вечера.

Стих «Когда волнуется желтеющая нива» — один из самых коротких и пронзительных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Он посвящён переменам, которые происходят с героем под влиянием совершенства природы. От созерцания человек переходит к диалогу, и постепенно с ним происходят глубокие перемены. Так достигается единение лирического героя и окружающего мира, переходящее в просветление. Стихотворение создано в традициях философской и пейзажной лирики. Начинаясь с описания пейзажных картин, оно заканчивается обобщением и глубокомысленным выводом.