Стихотворение Баратынского «Муза»

История создания

Стихотворение «Муза» Баратынский написал в 1829 году. К этому периоду он был уже достаточно зрелым и известным автором, он опубликовал три поэмы и сборник стихотворений. В это время он задумался о том, что собой представляет творчество, какие именно процессы происходят в голове творца, когда он работает над созданием поэтического текста. Именно эта тема нашла свое отражение в произведении. Поэт верит в то, что его стихи, как и у всех, создаются в божественном порядке, но муза, которая вдохновляет его, особая.

Образ богини

Для большинства современников Баратынского музой становилась любимая женщина, поэтому богиня — покровительница искусства в их творчестве приобретала вполне земные черты. Евгений Абрамович отказался от такого сопоставления и принижения божественного образа. Для него она остается богиней, не имеет ничего общего с возлюбленной, матерью, женой, дочерью. Это небожительница, которая управляет судьбами и помогает поэтам обрести вдохновение. Несмотря на это, некоторые черты супруги Баратынского, Анастасии, в образе музы все же просматриваются. Известно, что это была очень умная и образованная женщина с отличным вкусом.

Напечатан поэтический текст был в журнале «Современник» в 1835 году, спустя 6 лет после написания.

Тема и основная мысль

При проведении анализа необходимо действовать последовательно, по плану. Сначала следует рассмотреть тематику и основную мысль произведения, его жанр и композицию, основные изобразительно-выразительные средства, которые автор использует для лирического монолога. Это поможет разобраться в том, что хотел донести до читателей поэт.

 Баратынский Евгений Абрамович

Основная тема, которую затрагивает Баратынский в произведении, — кто такая муза, божество, дарующее вдохновение, чем она примечательна, какие черты можно отметить в ее образе. Он полагает, что она божественна, не имеет ничего общего с обычными земными женщинами. Он сознательно рисует образ, лишенный привлекательности, его божество «красавицей не назовут». Но главная ее ценность — не внешнее великолепие. Она обладает уникальной способностью наделять творческих людей умением создавать произведения искусства, которым суждено навсегда остаться в сердцах поклонников.

Основных героев в поэтическом тексте три. Это сам лирический герой, который пытается осмыслить образ, сама дарительница вдохновения, а также толпа юношей, показанная несколькими представителями, которые оказались слепы к невзрачности образа.

Главная идея, которую поэт хочет донести до своих читателей, заключается в том, что творчество — процесс сложный, не имеющий ничего общего с теми благами, которые дарует общество. Поэт часто оказывается непонятым светом из-за того, что его муза для остальных непримечательна и неинтересна.

С первых строк рисуется образ музы, которая не входит в классические каноны красоты. Она не способна влюблять в себя толпы юношей, не отличается кокетством, не ведет светские разговоры. Но всего этого лирический персонаж от нее и не ждет, она ценна для него тем, что помогает в написании произведений. Особенности образа у Баратынского:

  • Ее лицо выделяется из толпы.
  • Речи ее просты и спокойны.
  • Даже светское общество не сможет осудить ее.

Таким образом, поэт заявляет, что о самых сложных вещах нужно писать в понятной для читателя манере, тогда стихи смогут повлиять на общество и заставить людей задуматься о вечных вопросах.

Композиционно-жанровое своеобразие

Поэтический текст представляет собой монолог лирического героя, в котором невозможно выделить структурные части. Мысли его плавно текут, описывая дарующую вдохновение богиню. Постепенно, строка за строкой ее образ становится все более ярким и понятным, проявляются те черты, которые наиболее значимы для поэта. Особенности текста:

  • Отсутствует деление на строфы.
  • Жанр стихотворения — элегия. Автор размышляет о проблемах творчества и делится с читателем своими мыслями.
  • Размер стиха — пятистопный ямб.
  • Рифмовка двух видов — перекрестная и параллельная.
  • Присутствуют мужские и женские рифмы.

Стих «Муза»

Баратынский был современником Пушкина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он сравнивал себя с великим поэтом, возможно, что даже невольно. В стихотворении негласный, невыраженный образ Александра Сергеевича присутствует. Баратынский понимает, что добиться таких же высот в поэзии ему не суждено, но готов смириться с этим фактом и достойно занимать ту стезю, которую подготовила для него муза.

Использованные тропы

Баратынский использует простую лексику, понятную каждому читателю. Система изобразительно-выразительных средств достаточно бедна. Примеры тропов:

  • Эпитеты: спокойная простота, небрежная хвала, блестящий разговор.
  • Метафоры: не ослеплен я музою своею, игра глаз.

Стихотворение можно назвать программным. Евгений Абрамович, будучи уверенным, что писать нужно емко и кратко, сознательно отказался от сложных развернутых сравнений, антитез, аллегоричности. Его Муза проста, не отличается изысканной красотой, поэтому для ее описания используются самые простые слова, лишенные литературных украшений.

Для того чтобы понимать особенности поэтического образа, следует провести кратко сравнительно-сопоставительный анализ с текстами других поэтов и писателей.

Информация представлена в таблице.

Автор Название стихотворения/рассказа Важнейшие характеристики
Александр Блок К Музе Она страшна, способна заставлять ангелов грешить, рождает страшные образы, лишает поэта покоя. Дар творить — тяжелая ноша, почти проклятие.
Иван Бунин Муза Это реальная женщина, с которой повествователя связывают любовные отношения.
Александр Пушкин Муза Для великого поэта, настоящего баловня музы, она представляется легкой в общении, положительной девой, наполняющей сердце «святым очарованием»
Марина Цветаева Муза Она далекая, малопонятная, непредсказуемая, порой жестокая, но иногда готовая щедро одарить.

У каждого поэта своя муза, именно поэтому образ столь значим в русской литературе.

Значение в творческой эволюции

Перу Баратынского принадлежит большое количество стихов: «Признание», «Скульптор», «Поцелуй», «Последний поэт», «Безнадежность». Но именно «Муза» является программным, в нем поэт заявляет о том, как именно он понимает вдохновение, видит свое место как творца. Важно для понимания творчества и стихотворение «Разуверение», анализ которого в сопоставлении с рассматриваемым текстом покажет перемены настроения.

Стихи Баратынского

«Разуверение» было написано в ранний период творчества, в 1821 году. По жанру это элегия, в которой поэт описывает свои чувства к Варваре Кучиной. Реальная земная женщина рисуется им в ярких красках, она прекрасна, в отличие от музы, которая скромна и проста. Именно говоря о Варваре, Баратынский использует фразу, позднее ставшую крылатой «Не искушай меня без нужды». Его земная возлюбленная совсем непохожа на ту богиню, которая дарит вдохновение.

Таковы особенности музы Евгения Абрамовича Баратынского. Она не отличается прекрасным внешним видом, не изыскана, не украсит собой светское общество. Но именно такая простая муза и важна для поэта.