Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»

Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» было написано Владимиром Владимировичем Маяковским в 1926 году. Этот год пришёлся на тот период творчества поэта, когда он разочаровался в социализме. К тому же правительство СССР постановило, что все, кто занимается творчеством, должны отдавать половину своего дохода в казну. Это очень возмутило Владимира. Маяковский пытался понять, какое же место отведено поэту в жизни современного общества и есть ли оно, это место, для него?

Стихотворение имеет форму диалога, привычную для автора. Он уже прибегал к этому приёму в таких произведениях, как «Париж», «Хорошее отношение к лошадям» и многих других. Однако на этот раз собеседник главного героя — человек, не совсем подходящий для подобного разговора о великом. Такая беседа приобретает особый смысл — необходимо доказать человеку, далёкому от творчества, что профессия поэта важна и нужна.

Основные характеристики

Тема произведения — место поэта в жизни общества.

Жанр — гражданская лирика. Особенность этого жанра заключается в том, что поэт стремится передать свои переживания и мысли о том, что происходит в его родной стране. Однако гражданская лирика — это не только взгляд автора на происходящее, но и отражение мыслей и идей общества, ведь ещё Пушкин писал, что голос поэта — «эхо русского народа».

Размер — тонический стих, называемый иначе акцентной системой. Такой размер предполагает одинаковое число ударных слогов в одной строке, но произвольное — безударных. Один из самых распространённых примеров тонического стиха — былины.

Композиция — последовательная. Её отличает выстроенная логическая цепочка и вывод в конце.

Средства выразительности

В анализе «Разговора с фининспектором о поэзии» стоит упомянуть и художественные средства, используемые автором. Они помогают сделать текст более эмоциональным, живым и ярким, придают ему эмоциональную окраску.

Сравнение — троп, в котором один предмет сравнивается с другим. Маяковский использует следующие сравнения:

Читает стих Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»

  • рифма — вексель;
  • рифма — ласка;
  • рифма — штык;
  • поэзия — добыча радия.

Эпитет — художественное определение, позволяющее сделать текст более образным. Можно выделить следующие эпитеты:

  • деликатное свойство;
  • словесная руда;
  • непролазный долг.

Метафора — фраза, употребляемая в переносном значении. Можно отдельно отметить несколько метафор:

  • город на воздух строфой летит;
  • лоб мой время с разбега крушит;
  • в копеечку влетают слова.

Смысл произведения

Лирический герой стихотворения пытается рассказать о своём нелёгком деле, используя язык, максимально понятный государственному служащему. «Говоря по-вашему, рифма — вексель». Он говорит с ним долго, но фининспектору непонятны даже такие сравнения, поэтому в конце стихотворения герой не выдерживает и предлагает работнику налоговой самому стать поэтом.

Маяковский пишет

Многим кажется, что нет ничего проще, чем складывать слова, которые кто-то уже когда-то создал, в стихи. Но Маяковский пишет, что для того, чтобы найти единственное подходящее слово, нужно перебрать «тысячи тонн словесной руды». Разве это не труд? Разве это не работа ума и сердца?

Автор возмущён тем, что заметным и значимым считается только физический труд. При этом он не стремится отделиться от всего народа, не хочет стоять выше, чем простой рабочий и крестьянин. Владимир Владимирович выражает своё отношение к работе поэта несколькими словами — «народа водитель и одновременно — народный слуга».

Да, поэт своим словом способен повлиять на народные умы, на настроения и даже на ход истории — так велика его сила. Но он ни на секунду не должен забывать, что он служит народу, творит для народа. Если творец начинает работать для себя, а не для других, весь смысл его творчества теряется. А закон, обязавший поэтов и писателей платить фиксированный налог, заставит жить именно так — для себя, каждый день думая, сколько написать, чтобы хватило средств на уплату налогов и на то, чтобы обеспечить свою жизнь.

Маяковский также поднимает в своём стихотворении и проблему авторских прав. Ведь наряду с авторами, для которых «поэзия — добыча радия», были и те, кто с лёгкостью воровал чужие строки и выдавал их за свои, при этом получая гонорар.

Таких авторов поэт гневно называет лирическими кастратами и сравнивает с фокусниками: «Тянет, как фокусник, строчку изо рта, и у себя, и у других». Они не знают цену настоящей лирики, не представляют, сколько времени и труда нужно, чтобы написать хотя бы несколько достойных строк. Для них поэзия — развлечение. Против этого выступает Маяковский. Ведь он добывает одно лишь слово «из артезианских людских глубин» и хочет донести до читателей, что труд поэта сложен и важен.

Отрывок из стиха «Разговор с фининспектором о поэзии»

Поэт не может быть подёнщиком — он не знает и не может даже предположить, сколько он заработает в следующий месяц или год. Он не афинский раб, вынужденный отдавать всё заработанное своему хозяину и чётко рассчитывать, что он может потратить, а что — нет. А документы фининспектора вынуждают подсчитать все доходы и расходы с точностью до копейки. Но расходы творца — не бумага и чернила, а силы «машины души», которая может сломаться в любой момент. Тогда все скажут, что поэт исписался, и забудут о нём навсегда.

«Амортизация сердца и души» — самое страшное, что может произойти с поэтом. Здесь можно проследить разговор о будущем в творчестве Маяковского. Он допускает, что и выгорание может случиться. Поэтому он просит дать поэтам место в ряду с беднейшими рабочими и крестьянами.

Лирический герой не думает о деньгах, его гораздо больше волнует, останутся ли его произведения в истории, как произведения его великих предшественников.

Анализ «Разговора с фининспектором» Маяковского приводит к выводу — труд поэта важен и сложен ничуть не меньше, чем любой другой. Не нужно обесценивать его, важно понимать, сколько сил вложено в каждое произведение.