Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К морю»

Детальный разбор произведения

Прежде чем провести анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю», необходимо отметить, что анализируемое произведение не что иное, как монолог в форме обращения лирического героя.

История создания

Философские размышления автора о судьбе человека

С самого раннего детства поселилась в душе будущего поэта Пушкина любовь к природе. Это чувство крепло с годами и нашло своё художественное выражение в творчестве автора. Но к реалистическому изображению природы в своих произведениях Пушкин пришёл не сразу. Стихотворение «К морю» является одним из его последних творений в духе романтизма. Поэтому можно смело сказать о том, что эта работа стала завершающей в эпохе романтических идеалов автора.

История создания стихотворения «К морю» началась ещё в 1820 году, когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. По настоянию поэта из Кишинёва его перевели в Одессу, где и произошло его знакомство с морем. «Необузданная стихия» сразу же пленила молодого мужчину своей свободой и величием, оставив самые яркие впечатления. С того момента набережная стала излюбленным местом Пушкина. Уже в 1824 году поэт получил разрешение на возвращение в родные края. Накануне отъезда он начал работу над стихотворением «К морю». Закончил же свою работу над ним он уже будучи в Михайловском.

Поэтический жанр

Жанр стихотворения «К морю» являет собой философическую элегию. В произведении весьма ярко выражены элегические черты. Причём они объединяют три жизненные сферы — философскую, историческую и биографическую.

Основная тема

Главная тема стихотворения «К морю» являет собой великолепие и мощь морской стихии. В контексте этого автор поднимает проблемы мятежного свободолюбия, нежной любви и пылкой страсти. Художественное изображение моря сочетается в кратких рифмованных строках с размышлениями поэта обо всех сложностях судьбы ссыльного. Мятежная стихия пленила Александра Сергеевича Пушкина потому, что очень уж была близка ему по духу.

Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:

  • Восхищённое обращение к морю.
  • Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
  • Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.

Дух романтизма в поэзии

Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.

Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.

В последних строчках вновь фигурируют слова прощания. Герой даёт обещание хранить в памяти частичку того настроения, которое подарило ему море.

Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.

Елизавета Соколова

В начале стихотворения доминирует личностный, в какой-то степени даже биографический смысл. Элегический мотив печали возникает у поэта при расставании с морем. Далее в тексте преобладают философские размышления Пушкина. В них море выступает в роли «свободной стихии», сравнимой с душой человека. Автор проводит параллель между своенравием человека и океана. Это отчасти верно, ведь оно может быть и тихим, и бушующим, как и человек со своими душевными порывами.

Кроме этого, в произведении образ моря отождествляется не только с человеческой душой, но и с судьбой, ведь она так же играет людьми, привнося горе и радость. С непредсказуемой водной стихией Александр Сергеевич сравнивает любовь и страсть.

Свободная стихия не зависит от внешних обстоятельств, никогда и никому не подчиняется, в отличие от человека, который зависит от многих факторов. Пушкин в написании стихотворения противопоставил себя, зависимого и несвободного человека, «свободной стихии». Он печалился, потому что в дальнейшем ему не предвиделось увидеть красоту моря.

Олег Штурмак

Художественные средства выразительности

Выдающиеся личности в авторских поэтических строках

Средства выразительности, используемые автором, привлекают слушателя буквально с первых строк. Большое количество эпитетов, метафор, анафор и сравнений в тексте произведения делает его смысл более глубоким, а риторические вопросы и обращения создают эффект реального разговора. Игра слов и сочетание шипящих звуков создают ощущение присутствия на берегу океана.

В произведении использованы женская, мужская и перекрёстная рифмы.

Чтобы более красочно описать душевное состояние героя и детальнее передать великолепие, Пушкин использовал средства художественной выразительности. В тексте произведения автор применил:

  • Метафоры — «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован».
  • Эпитеты — «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег».
  • Сравнения — «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

Композиция поэтических строк

Говоря о композиции стихотворения «К морю», следует отметить, что она включает три постепенно нарастающих части. Каждая из них имеет сильное смысловое содержание:

  • Начало представлено обращением лирического героя к водной стихии с прощальной речью.
  • Во второй отрывке автор создаёт пейзажные зарисовки, сравнивает свободолюбивую личность с непокорённой морской стихией. Также он упоминает Наполеона и Байрона как личностей с мятежным духом.
  • Третья часть включает в себя философские размышления о предназначении личности и завершается обращением к морским глубинам.

Размер и рифма

Стихотворение написано при помощи четырёхстопного ямба и включает в себя два вида рифмовки, а именно — перекрёстную и кольцевую.

Анализ стихотворения К морю А. Пушкина

Идея стихотворения «К морю» носит личный характер. Это обращение к морю, в котором Александр Сергеевич восхищается непокорной стихией и проводит параллель с самим собой. Волновавшие его настроения Пушкин передал в художественных образах, которые способны сближать читателя с духом русского человека. А романтичность стихотворения он подчеркнул приподнятостью тона, насыщенностью восклицаний и риторическими вопросами.

Лирические образы

Лирический образ героя, чувственное описание его переживаний делает произведение весьма популярным среди абитуриентов театральных вузов. Несмотря на то, что стих не включён в школьный план обучения, его часто рекомендуют к прочтению литературоведы в старших классах общеобразовательных учреждений.

Стихотворение является великолепным образцом лирики Александра Сергеевича Пушкина. В нём гармонично сочетается неповторимость пушкинского слова, объёмный сюжет, мелодичность, уникальная стилистика и чувственность.