Структура антитезы

Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.

Антитеза, оксюморон, антифразис

Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.

Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.

Антитеза

Примеры неверных конструкций: «В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».

По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.

Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.

Миру-мир

Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.

Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте. 

Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.

Антитеза в литературе

Сопоставление сходных и противоположных понятий применяется в литературных произведениях с древних времён. Антитеза встречается в творчестве древнегреческих авторов, в их легендах и мифах. Так, в этих сказаниях противопоставляются Аполлон и Дионис, Гера и Афродита, боги Олимпа и титаны.

Антитеза у Лермонтова

Приём часто используют поэты. Со школьной скамьи все мы помним строки: «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень» и «Всё это было смешно, когда бы не было так грустно», принадлежащие перу А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова соответственно.

Довольно запоминающимся и интересным также кажется сопоставление вольной природы и монастыря – темницы в поэме «Мцыри».

У многих творцов серебряного века антитеза была излюбленным методом. К примеру, в стихотворении В. В. Маяковского «Наша сила — правда, ваша — лаврьи звоны» почти все предложения строятся из пар семантических антонимов. Поэт кратко и понятно показывает, чем рабочий класс отличается от дворян и буржуазии.

Известными примерами противопоставления в литературе являются романы И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Речь, конечно, идёт о двух классических образцах русской прозы XIX века, «Отцы и дети» и «Война и мир».

Антитеза у Толстого

Сравнение здесь происходит сразу в двух плоскостях, авторы сталкивают героев и разные состояния бытия: Наполеон – Кутузов, война – мир, и т. д.

Среди произведений зарубежных авторов также находятся те, что построены на противопоставлении: «Принц и нищий» М. Твена, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. В «Портрете Дориана Грея» О. Уайльда душевные качества героя контрастируют с его приятной внешностью.

В русском языке антитеза часто встречается в пословицах и поговорках. При этом иногда противопоставляются понятия, не являющиеся противоположными, но становящиеся таковыми в контексте повествования. Самый известный пример, пожалуй, это фраза «Редко, да метко».

Антитеза в политике

В политике при составлении лозунгов и речей тоже широко применяется данная стилистическая фигура речи. 

Пролетариям нечего терять ...

Примером её употребления может стать цитата из Манифеста Коммунистической партии: «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

Вообще, антитеза часто использовалась разного рода протестными и революционными движениями. В своё время отличились французы, выдвинув лозунг: «Мир хижинам – война дворцам».

Антитеза в СМИ

Печатные и телевизионные СМИ стремятся предоставлять потребителю информационные материалы в виде ярких запоминающихся образов и фраз. Антитеза появляется в заголовках статей как отражение содержания или эмоционального отношения к произошедшему.

Невозможное возможно

Антонимы хорошо подходят для написания лидов, делая их более выразительными и яркими, привлекая таким образом внимание целевой аудитории. Человек, открывший газету или интернет-страничку, редко читает её целиком, обычно материал просматривается бегло до тех пор, пока взгляд не «зацепится» за какую-нибудь интересную фразу.

Производители промышленных товаров и компании по оказанию услуг покупают у СМИ рекламу. В неё помещают короткие и запоминающиеся слоганы, например тот, что можно видеть у Indesit: «Мы работаем, вы отдыхаете». 

Сопоставление противоположных по смыслу глаголов в данном случае служит для положительного эмоционального отклика, ведь всем нравится, когда неприятную работу делают за них.

Другие известные рекламные слоганы с противопоставлениями:

  • «Минимум калорий – максимум наслаждения» (Coca Cola);

  • «В холод – тепло, в жару – прохладу принесёт кондиционер фирмы Samsung»;

  • «Мы не халявщики. Мы – партнеры» (МММ);

  • «Невозможное возможно» (Adidas).

Значение и роль антитезы

Люди пользуются антитезой для придания ироничного или сатиричного оттенка своим словам. 

Примеры антитезы

Содержательно-логическая связь понятий часто при этом разрушается, но синтаксическая структура оборота остаётся неизменной. Возникает соподчинение между понятиями, которые не относятся к антонимам или синонимам в повседневной речи.

Принцип антитезы применяется как средство усиления выразительности. Такой эффект достигается в двух случаях:

  1. Во-первых, когда один образ за счёт контраста выделяется на фоне другого.

  2. Во-вторых, когда два антитетических понятия образуют единое целое.

Нередко писатели вводят в описание антитезу для того, чтобы обратить внимание читателя на конкретного персонажа или предмет, которому соответствует только одна часть противопоставления.

Нередко принцип противопоставления становится центральным для поэтических произведений, а также ангажированных информационно-новостных материалов, когда некое «добро» противопоставляется некоторому «злу». Из-за её выразительности антитезу полюбили маркетологи и рекламщики, на её основе создаются красивые слоганы для продуктов и целых компаний.