Определение литературного жанра

Сказ представляет собой жанр литературы, имеющий фольклорные черты и характерную народному творчеству манеру речи. При этом упоминание жанра всегда сопровождается тем, что в нём реальная действительность смешивается со сказочными мотивами и авторской выдумкой.

Часто стилистические признаки речи в произведении не совпадает с теми, что существует у автора. Так, присутствует уникальный рассказчик, от чьего лица и ведётся повествование. Его мышление и взгляды на жизненные обстоятельства, мировоззренческие особенности и характерное описание событий идут вразрез с теми, что присущи авторскому восприятию картины мира.

Определение сказа затрагивает очень важную особенность, заключающуюся в способе изложения сюжета. Это отмечает его ещё более близкое отношение к народному искусству – рассказ от первого лица. Напоминает устное изложение сочинения, когда они передавались от одного человека к другому посредством живого общения, «из уст в уста». 

Слова, как правила искажаются, употребляется диалектная и даже жаргонная лексика. Но всё это делает произведение более близким к простому народу.

Классификация сказов

Как известно, жанр может содержать в себе ещё несколько делений по различным признакам. Так и сказ имеет не простую структуру, а минимальную, но классификацию. Выделяются два основных типа:

  • Характерный сказ – язык народный, всё повествование ведётся именно его употребление в чистом, неизменном виде (например, «Огневушка-поскакушка»). Распространено употребление жаргонизмов в речи персонажей, простые грамматические конструкции.
  • Орнаментальный – народный разговорный язык и его особенности смешиваются с книжной литературной речью. Происходит слияние нескольких пар сфер между собой (в том числе, поэзии и жестокого быта). В этом случае, говоря о том, что такое сказ, можно упомянуть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Бажов как яркий представитель авторов сказов

что такое сказ

Павел Петрович Бажов в своих произведениях воспевал Уральский край. Пожалуй, не один писатель не высказал столько любви к Уралу, сколько это сделал Бажов через свои сказы. Их можно считать эталоном данного жанра. Безусловно, Лесков и его «Блоха» являются популярными. Но произведения Павла Петровича имеют совершенно другую атмосферу и наполненность. Для начала стоит ознакомиться с главными его сочинениями этого жанра:

Чем примечательны сказы Бажова – его максимальной приближённостью к читателю. Часто вставляются обороты второго лица единственного числа (для которых характерно употребление в диалогах): «видишь», «слышишь»/«слыш-ко». Местности и любые природные места автор называет «нашими». Среди других особенностей сказов П. П. Бажова выделяются:

  1. Широкое использование уральского диалекта, уникального говора (жарынь, неуж).
  2. Частое употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме (куклёнка и махонькая).
  3. Смешение реальных событий и реальных людей с волшебными явлениями и сказочными существами. Так, например, из под серебряного копыта единственного в своём роде оленя вылетают драгоценные камни. Обычная на первый взгляд ящерица в считанные секунды становится девушкой – Хозяйкой Медной горы и обратно.

С завидной регулярностью в строках известного писателя появляются люди, обладающие уникальными способностями. Как правило, это мастера (чаще по обработке камня и ископаемых металлов, драгоценных камней) с «золотыми руками», которые при этом обдают ещё и «золотым» сердцем. Такие люди ещё и чутко относятся к родной природе и дорогим сердцу уголкам.

Сказы Бажова поражают своей красочностью: и в сюжете, и в способе его передачи. Затрагивается тема культуры, тем самым с помощью этих сочинений можно познавать некоторые традиции русского общества. В целом Павел Петрович оставил огромную кладовую знаний и поучительных книг.