Комедия «Горе от ума»: черты классицизма в художественном произведении

Несколько исторических фактов

В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.

Екатерина II

Что касается использования традиций классицизма в «Горе от ума», то это наследие осталось еще со времен правления Екатерины II, однако Грибоедов использовал только их основу, решившись выйти за пределы присущих им ограничений, без чего передать реальность описываемых в комедии событий становилось невозможно.

В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:

Комедия «Горе от ума»

Пьеса Мольера «Мизантроп»

  1. Идея создания пьесы созревала в сознании талантливого русского писателя в период с 1816 по 1820 год, однако приступить к работе он смог только после возвращения из своего персидского путешествия.
  2. На момент написания Грибоедов находился в Тифлисе (современном Тбилиси), вдохновляясь рассказами своей близкой приятельницы Евгении Греховой. В итоге уже к 1822 году литератором было написано полных два акта.
  3. Первый вариант пьесы в стихах был закончен в Москве в 1823 году, так как писателю необходимо было внести последние штрихи к портретам своих ключевых персонажей, наблюдая воочию за их реальными прототипами. Благодаря этому герои получились живыми и очень реалистичными, подробно отображая нравы московской аристократии того времени. Это еще одно подтверждение того, что комедия была написана в духе классического реализма.
  4. Не последнюю роль в создании произведения сыграла театральная пьеса Мольера «Мизантроп», созданная в жанре классицизма. Мало того, именно это произведение Грибоедов использовал в качестве основного образца, ассоциируя мольеровского Альцеста с Чацким и представляя последнего воплощением злого гения, нетерпимого к цинизму и двуличию окружающего его общества.
  5. Еще до того момента, когда комедия отправилась в печать, Грибоедов согласился зачитать ее своим друзьям в доме известного петербургского драматурга Николая Ивановича Хмельницкого. Присутствовавший в компании писатель Василий Михайлович Федоров имел неосторожность сравнить «Горе от ума» со своим произведением еще до момента прочтения. В итоге получился грандиозный скандал, и Грибоедов потребовал Федорова удалиться, за что был высмеян позже. «Комик чуть не разыграл драму из-за своей комедии», — такая фраза была приведена в воспоминаниях современников о писателе.

Публикация первого и третьего актов с большими сокращениями была выполнена только в 1825 году, вызвав огромный восторг у читателей. Особенно полюбилось «Горе от ума» в декабристской среде, в которой прекрасно понимали всю суть светского общества тех времен, высмеянного отважным писателем. Тем не менее полная публикация пьесы состоялась намного позже — в 1862 году, когда Грибоедова уже давно не было в живых.

Черты классицизма в произведении

Сегодня произведение «Горе от ума» является одним из самых известных в русской классике. Оно разошлось на цитаты, что является лучшей наградой для автора, пусть и посмертной. «А судьи кто?», «Карету мне, карету!», «Герой не моего романа», «Счастливые часов не наблюдают», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом» — сегодня эти отрывки из романа стали крылатыми фразами. Активно употребляющая их молодежь порой даже не догадывается о том, что цитирует великого классика.

Коротко о сюжете

Прежде чем углубиться в тему о признаках классицизма в «Горе от ума», не помешает вспомнить сюжет этой ироничной пьесы, главные события которой развиваются вокруг молодого, но не по годам мудрого дворянина Чацкого с весьма дерзким даже для того времени характером. Среди прочих ключевых моментов комедии стоит выделить:

Черты классицизма в произведении «Горе от ума»

Возвращение Чацкого в Москву

  1. Возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего отсутствия и его намерение сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной Софье Фамусовой.
  2. Вынужденный отъезд в Петербург и обида Софьи за отсутствие известий от жениха.
  3. Повторное возвращение в дом Фамусовых и объяснение. На этом этапе Чацкий узнает, что сердце Софьи принадлежит другому — Молчалину, молодому секретарю, проживающему в доме ее отца.
  4. Самолюбие молодого человека ущемлено. Терзаясь от презрения к сопернику, его чинопреклонству и подхалимству, Чацкий уверен, что Молчалин неспособен на высокие чувства. Постепенно приходит разочарование и в Софье, которая могла полюбить такого человека.
  5. Чацкий начинает проявлять свой характер во всей красе, произнося уничижительные монологи в адрес московского высшего общества, представителем которого фактически является отец бывшей невесты Павел Фамусов.
  6. От досады из-за всего происходящего Софья пускает слух о том, что в сознании Чацкого на почве отказа произошел перелом, и он сошел с ума. Последний решает покинуть Москву.

По задумке автора все действие проходит в течение суток в доме отца несостоявшейся невесты Чацкого Павла Фамусова.

Значение комедии «Горе от ума»

Здесь налицо две черты классицизма в «Горе от ума», примеры которых — время и место. Однако полноценного единства, присущего направлению в классическом его понимании, все же не происходит, так как не хватает третьей черты, под которой подразумевается действие. Что касается сюжетных линий, то в произведении их две — неудачная любовная история главного персонажа и его противостояние высшему московскому свету.

Признаки художественного стиля

Признаки классицизма как художественного направления проходят красной линией через всю пьесу, однако есть ряд противоречивых непонятностей, которые не позволяют однозначно отнести произведение к нему. Говоря о том, что типичность, присущая классицизму, постоянно не соблюдалась автором, можно опираться на следующие факты:

Жанр произведения «Горе от ума»

  1. Помимо нарушения так называемого правила трех единств, в котором совпадает время, место и действие, в финале можно увидеть отражение того, как зло в виде человеческих пороков побеждает добродетель, что также не относится к классицизму.
  2. Принципы стиля нарушены и в наделении главных персонажей четко характеризующими их чертами. То есть в произведении нет ни одного героя, про которого можно точно сказать, хороший он или плохой, так как каждый из них имеет как положительные, так и отрицательные черты.
  3. Нет четкого соблюдения и в само́й форме, точнее, в жанре произведения, ведь в соответствии с принципами классицизма оно должно иметь исключительно юмористический или фарсовый характер. Если же рассматривать комедию в грибоедовском видении, то в ней не приходится искать драму, которой здесь в явном избытке, ведь чего только стоит отказ Софьи и терзания Чацкого из-за ее выбора.
  4. Явное нарушение наблюдается и в структуре произведения. Будучи обозначенным в качестве комедии, оно состоит из четырех, а не из трех или пяти частей, как подобает пьесе в классическом ее понимании.

Естественно, все перечисленные особенности отнюдь не случайны. Это не ошибка автора. Наоборот, Грибоедов нарочито использовал их, пытаясь связывать классицизм с другими стилями, чтобы в итоге получить уникальное в своем роде творение, несвойственное той эпохе. Ему это удалось, так как взяв за основу классические принципы построения комедии, он привнес в нее многочисленные дополнения с социально-психологической и тонкой сатирой.

При этом пьеса не только не проиграла, но даже выиграла. Постигая все эти тонкости, становится понятно, почему ее восприняли с таким восторгом.

Мнение критиков

Критики о произведении «Горе от ума»

После полной публикации пьесы многие критики и члены разных литературных отделов и сообществ старались высказать свое мнение о ней. Впечатленные живостью образов высшего общества барской Москвы со всеми ее бытовыми особенностями и укладом, реалистичностью диалогов, иногда поражающих своей точностью передачи, они пытались найти новые элементы, обличающие отличия комедии от других жанровых произведений тех времен. Самые интересные из них имеет смысл вынести в отдельную таблицу черт классицизма в «Горе от ума».

Имя автора рецензии Выдержка из рецензии на произведение
Татьяна Кравченко В своей статье «Нечто большее, чем картина нравов» автор отмечает, что формально Грибоедов следует принципам классицизма, соблюдая правило трех единств, с чем несогласны многие другие критики. Она же утверждает, будто при более глубоком изучении произведения становится очевидно, что от старых канонов не остается и следа, а сам автор всячески высмеивает их, пусть и в завуалированной форме
Сергей Бураковский В своем труде «Книга Грибоедова „Горе от ума“. Разбор комедии для учащихся» автор указывает на то, что на момент выхода пьесы в литературе уже наметилась борьба между старыми канонами псевдоклассицизма и новым направлением, именуемым романтизмом. По его мнению, произведение Грибоедова окончательно разгромило чуждый русской литературе стиль, явив миру что-то по-настоящему новое и оригинальное. Отметил Бураковский и необычность происходящих в каждой части действий, и уникальную форму их подачи. В последнем случае подразумевался живой, практически разговорный слог, резко отличающийся от применяемого в то время шестистопного ямба со всей его строгостью и неповоротливостью
Владимир Орлов В послесловии к книге, написанном Орловым, пьеса «Горе от ума» позиционируется как рождение принципиально нового стиля с ярко выраженным реализмом, эдакий перелом на рубеже двух противоречащих друг другу литературных жанров. В то же время было подмечено, что, невзирая на весь реализм, присущий произведению, Грибоедов не стал описывать события со свойственной направлению сухостью, оставив место для полета мысли. Орлов считал, что вместо грубого копирования великий литератор прибегнул к силе искусства, открывая с ее помощью суть произведения с присущими ему поэтическим духом и драмой
Николай Пиксанов В стремительности действий, обилии монологов героев и трагичности образов пьесы Пиксанов, написавший развернутую статью к произведению, усмотрел не только элементы классицизма, но и явного мольеризма. Однако в основе «Горя от ума» автор также видит реализм и максимальную приближенность к русской жизни, упоминая даже такой термин, как народность. По мнению критика, сложность этой жизни и ее наполненность событиями не могли не повлиять и на самого Грибоедова, благодаря чему мир увидело его уникальное детище

«Горе от ума» входит в школьную программу, благодаря чему учащиеся имеют возможность с самых юных лет проникаться старой доброй классикой, мысленно погружаясь в события прошлых лет. Уникальность комедии состоит еще и в том, что она объединяет в себе несколько разных жанров, ознакомление с которыми наилучшим образом сказывается на развитии.