Историческая подоплека

В основе оперы лежит исторический факт периода Смутного времени. Напомним, что Смута — это время начала 17 века (1604–1613(18)), когда страна охваченная кризисом центральной власти, подверглась вторжению польско-литовского войска. По сути, после смерти последнего из Рюриков, в России нет центральной власти. Только 1613 году проходит Земский собор и царем избирается 16-летний Михаил Романов.

Вот тут на сцене появляется наш герой Иван Сусанин. Из царских грамот его семье мы знаем, что этот крепостной крестьянин был захвачен польско-литовских отрядом, которые искал Михаила Романова, находившегося где-то в имении под Костромой. Сусанин гибнет под пытками, но ничего не рассказывает.

В опере рассказ о гибели героя несколько изменен. Сусанин соглашается показать польскому отряду, как пройти к «вотчине» Романовых, но уводит интервентов в лесную глушь, к болотам, послав предупреждение царю. Мужчина убит, но отечество в лице молодого монарха спасено!

Замысел оперы

В 1834 году Глинка возвращается из 4-летнего путешествия по Европе, где он познакомился с современными тенденциями музыкального искусства. В частности, композитор мечтал о создании «национальной» оперы, то есть произведения, наполненного народными мелодиями с русскими героями и русским же сюжетом.

история создания ивана сусанина глинка

Зимой 1834 года композитор посещает вечер поэта Жуковского. Где хозяин и подсказывает ему сюжет для оперы — рассказ о подвиге костромского крестьянина Сусанина, отдавшего жизнь за царя.

Тот же Жуковский, бывший не только поэтом, но и опытным политиком, вхожим в царскую семью, начинает продвигать новую оперу для исполнения на сцене императорского Большого театра в Санкт-Петербурге.

Музыка оперы богата народными мотивами, особенно заметно это в хоровом исполнении интродукции «Родина моя» и знаменитый завершающий хор «Славься».

Смена названия и премьера

История создания оперы Глинки «Иван Сусанин» включает неоднократные смены названия. Так, поначалу «Иван Сусанин» был… Иваном Сусаниным, под этим названием она фигурировала во время создания и репетиций. А потом один из чиновников, посетивших репетицию, предложил более монархическое название — «Смерть за царя». Под новым именем текст оперы посылают Николаю Первому для ознакомления, он в целом доволен всем, кроме названия. Пусть лучше будет «Жизнь за царя».

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромный, возможно, потому, что представление понравилось Николаю Первому присутствовавшему на премьере. С тех, пор каждый оперный сезон Санкт-Петербурга открывался именно «Жизнью за царя» вплоть до Октябрьской Революции.

Произведение «Иван Сусанин» было визитной карточкой русской оперы и олицетворением монархической идеологии. Но опера пережила падение Российской империи и вернулась на сцену, правда, с измененным либретто.

Она сохраняет свое значение, как одно из самых масштабных произведений русского оперного искусства.