«Вниз по матушке, по Волге…»

В 1856 году правительство Российской империи организовало этнографическую экспедицию по рекам и озерам страны. Молодым писателям, в том числе Островскому, предстояло посетить города и поселки, делая этнографические заметки о местных обычаях, промыслах и ремеслах. Островскому досталось Верховье Волги, куда он ездил весной — летом 1856 и 1857 года. Он побывал в Твери, Осташкове, Колязине, Углич. Неудивительно, что две самые известные пьесы Островского («Гроза» и «Бесприданница») разворачиваются именно на берегу Волги.

Писатель начинает работать над «Грозой» летом 1859 года, а в октябре пьеса была закончена и отправлена цензору. Премьера была уже в ноябре на сцене московского Малого театра. Пьеса была встречена прекрасно — публике нравилось, критики дружно хвалили «Грозу». Наиболее известен отзыв Добролюбова «Луч света в темном царстве», после которого у Островского окончательно сложилась репутация обличителя «пороков и косности» мещанской среды.

Прототипы героини

В истории написания «Грозы» есть свои загадка и даже мистика. В ноябре 1859 года совсем юная жительница Костромы ушла из дома и утопилась. Она не вынесла семейной атмосферы дома Клыковых, где жила после своего замужества. Ее муж был равнодушный и слабый человек, в доме всем заправляла свекровь, которая делала все, чтобы превратить жизнь невестки в кошмар.

история написания грозы

Совпадения с событиями, описанными Островским были настолько велики, что вплоть до начала 20 века все дружно верили, что прообразы Катерины и Кабанихи родом из Костромы.

По городу чуть не экскурсии водили со словами «вот место, откуда Катерина бросилась в Волгу». Хотя легко заметить, что трагедия Клыковых произошла через месяц после написания пьесы. Тут скорее было дело в наблюдательности и прозорливости литератора. За время путешествия по городам Поволжья, он видел десятки городов, где старшее поколение мертвой хваткой держалось за власть, с опаской относясь ко всему новому. Но времена меняются, вот-вот начнутся реформу, которые перечеркнут все патриархальные ценности и нормы. В общественной атмосфере висело ощущение скорой грозы. И часто дело кончалось трагедией.

Но у мечтательницы Катерины все же был прототип, пусть и частичный. Это ее первая исполнительница — Любовь Косицкая. Смелая и решительная женщина, в 16 лет убежавшая из дому, чтобы поступить в театр. Никто ее насильно замуж не выдавал, зато она видела сны, совпадающие с описанными в пьесе видениями героини («или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса»), как писал на полях пьесы Островский.

Островский рассказывает в «Грозе» с виду простую историю: молоденькая жена устала от сварливой свекрови, изменила мужу, мучась угрызениями совести, призналась «в грехе». А после, не выдержав травли, накладывает на себя руки. Но под пером автора бытовая драма превращается в острый социальный конфликт, где старые традиции и воззрения буквально убивают людей, мечтающих о полете.