Создание «Бедной Лизы»

После путешествия по Европе, где автор успел навестить Канта и послушать речи Робеспьера, в 1792 он году издает маленькое произведение, посвященное любви, верности и предательству. Повесть напечатана в «Московском журнале», который сам же Карамзин и издает. А еще через 4 года он выпускает свое детище уже отдельной книгой. И публика приходит в восторг, повесть прочли буквально все образованные люди, его простой и правильный язык стал открытием для профессиональных литераторов.

Нельзя сказать, что повесть основана на реальной истории или случае, о котором услышал автор. Напротив, сюжет о несчастных влюбленных — одна из самых старых тем европейской литературы. Но Карамзин превращает тривиальную историю о любви и разлуке в выразительный памфлет сентиментализма.

Его Эрнеста и Лизу разлучают не коварные соперники или роковые обстоятельства, а само несовершенство мира. Молодой дворянин не просто бросает соблазненную им крестьянскую девушку, в его мире просто нет места чистоте, простодушию и чувствительности Лизы. Это вообще основной упрек сентиментализма мирозданию. Всюду властвуют цинизм, алчность и жестокость, губящие добрые чувства и разбивающие нежные сердца.

Кроме того, если в истории написания «Бедной Лизы» не было «случая из жизни», то вполне реальное продолжение у повести было. Как это не удивительно. Мало того, что пруд возле Симонова монастыря прозвали «Лизин пруд», так в нем еще и принялись топиться молодые женщины.

история написания бедной лизы

Новаторство произведения

Современному читателю трудно понять насколько передовыми идеями были темы повести. Дело в том, что тезисы «Бедной Лизы» стали литературными шаблонами, которые даже не сразу заметны.

Прежде всего, Карамзин писал языком, полностью «очищенном» от церковнославянских анахронизмом. Некоторые критики называют это «открытием русского языка» — действительно, речь Лизы и Эрнеста читается легко, она понятна и через 200 лет.

Трагический финал. В плане философском это самое разительное нововведение Карамзина. Еще недавно в литературе царил Классицизм, который полагал нравоучительный финал обязательным для любой приличной книги. Зло должно быть наказано, а добродетель награждена. Но чистая и благородная Лиза гибнет с разбитым сердцем, узнав, что Эрнест предпочел ее любовь богатству пожилой вдовы.

Отсутствие отрицательных героев. В классической литературе всегда был подлец, который в конце получит по заслугам, и которого никто жалеть не будет. По логике рассказа в «Бедной Лизе» негодяем должен быть Эрнест. Но автор сознательно не осуждает молодого человека, характеризует его как «доброго», но легкомысленного.

И наконец, противопоставления деревни, а шире жизни на природе, и города, как символа безжалостной цивилизации. Лиза — благородна и чиста, живет за городом, а Эрнест, обитатель «алчной Москвы», несмотря на все добрые намерения, отравлен испорченностью города.

Повесть Карамзина стоит на особом месте. Заимствованное из европейской литературы, оно было обработано и творчески переосмыслено автором так, что стало эталоном всех будущих беллетристических произведений России.