Кулигин гроза характеристика

Наиболее четко столкновение старого и нового начал писатель выразил в своей «Грозе». Характеристика Кулигина, казалось бы, лишь незначительного самоучки, дает в этом отношении богатый материал для исследования.

Самое краткое содержание драмы

Главные события в пьесе «Гроза» Николая Островского происходят вокруг Катерины Кабановой. Она и считается героиней произведения. Истинная роль Кулигина проявляется не сразу, а постепенно. В самом начале он выглядит почти обычным жителем провинциального города Калинова, который стоит на Волге. В результате же автор именно через мещанина-механика доносит до читателей и зрителей свои мысли.

Для того чтобы глубже понять характер персонажа, необходимо вспомнить содержание пьесы.

Вот оно в самом кратком формате:

Пьеса гроза характеристика

  1. В маленьком Калинове не происходит почти ничего примечательного. Тихая патриархальная жизнь может тянуться здесь и век, и другой. Большинство людей не готовы к переменам и даже не думают о них. Лишь у некоторых обывателей возникает хотя бы внутренний протест.
  2. Среди них — несчастная Катерина. Она не любит законного мужа Тихона. Девушку изводит свекровь по прозвищу Кабаниха. Тихон не смеет перечить матери. Жизнь девушки пуста и скучна.
  3. Девушка ищет выход и находит его в любви к Борису. Молодой человек прибыл из Москвы. Он живет у дяди — купца по фамилии Дикой. Дикого можно назвать настоящим самодуром.
  4. Любовь Катерины и Бориса слепа. Они проводят время вместе втайне, зная, что родственники не одобрили бы их отношений, что жить вместе они не смогут.
  5. Вдобавок молодая женщина страдает, потому что не может любить того, кого положено. Она во всем признается Тихону и Кабанихе. Муж готов все забыть, но простить сноху не готова свекровь.
  6. Женщина оказывается в безвыходном положении. Дикой отсылает племянника на несколько лет в Сибирь. Катерина начинает просить Бориса, чтобы он разрешил ей присоединиться к нему. Но просьбы ни к чему не приводят.
  7. Катерина топится, Кулигин достает ее тело из омута.

Если не рассматривать условия жизни в городке, общую атмосферу в нем, то произведение не выходит за рамки семейной драмы, о чем говорили и некоторые современники автора. Но если смотреть на вещь как на сатиру, то оценить ее можно и по-другому.

Об этом, в частности, писал критик Пальховский. Сатирический взгляд на жизнь и присущ обычному механику, который все видит и все подмечает.

Неоднозначный образ мастера-самоучки

Не только зрители и читатели спорили об образе Кулигина в пьесе «Гроза». То же самое делали и критики, вплоть до самых уважаемых. Это напрямую говорит о том, что образ сам по себе является неоднозначным. Каждый видел в нем что-то новое, что-то свое. Поэтому и неудивительно, что мнения специалистов могли серьезно отличаться друг от друга.

Нужно знать:

 какова жизненная позиция кулигина

 роль кулигина в пьесе гроза

  1. Самоучка-механик, которому уже около 50 лет, стремится к пополнению своих знаний, проверке их на практике. Он все понимает в часовых механизмах, но стремится к большему, пусть и неосуществимому. Мечта его — построить вечный двигатель. Это, конечно, недостижимо, чем и подчеркивается безграничность фантазий персонажа.
  2. Вряд ли случайно Островский дал герою фамилию Кулигин. Это почти что Кулибин, являвшийся известным изобретателем. Автор как бы и «приземляет», и возвышает механика. Подразумевается, что самоучка может не только мечтать, но и достичь реального результата.
  3. Мещанин начитан. В своих рассуждениях он может блеснуть знанием Ломоносова, Державина. То есть, помимо технических и научных работ, он знаком и с русской поэзией. Об этом он готов и поговорить с окружающими. Более того, любит это делать, даже не всегда к месту. Слова часовщика, его поучения воспринимаются людьми неоднозначно.
  4. «Маленький» человек является поэтом в душе. Он неравнодушен к красоте природы, умеет ценить прекрасное, готов воспеть это в стихах.
  5. Кулигин, по выражению Бориса, «хороший человек». Механик отличается честностью. Он готов и без оплаты поработать на общество, попытаться сделать городишко более цивилизованным. Поддержать его в начинаниях, впрочем, некому. В этом и заключается беда самоучки. Здесь, в Калинове, его не готовы понять и принять в качестве двигателя прогресса. Здесь его всегда «недолго обидеть», что он сам и признает.

Критик Мельников-Печерский считал, что в более ранних пьесах Островского темное царство выглядело совершенно неприкосновенным и безысходным, таким, которому не видно конца и края. По его мнению, именно в «Грозе» впервые послышался народный протест. И громче всех он был выражен именно Кулигиным.

Он отразил значительный факт — просвещение, образование народа остановить нельзя, они начинают проникать и в темноту быта домостроя.

Поведение и поступки провинциального интеллигента

Однозначного ответа на вопрос о том, какова жизненная позиция Кулигина, нет и быть не может. Это вытекает хотя бы из противоречивости характера провинциального интеллигента. С одной стороны, он лишь одиночка, который, естественно, в поле не воин. С другой — механик явно является носителем свежих идей, а значит, и новой силы. И все же позиция часовщика скорее пассивна, ей не хватает конкретных действий.

Важно правильно оценивать особенности характера самоучки-разночинца, информация о которых разбросана по всей драме:

Анализ монолога кулигина

Жестокие нравы кулигин гроза

  1. Сам часовщик говорит, что его в Калинове знают все и никто не может сказать о нем плохого слова. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание лишь на цитаты из высказываний Дикого. Купец готов раздавить самоучку, «как червяка».
  2. Скромность мастера имеет границы. Рассуждая о Ломоносове, достижениям которого придает большое значение, он восторгается естествоиспытателем, но тут же и подчеркивает, что тот вышел из простых людей. Часовщик как бы сравнивает себя с великим ученым, а ведь к своим 50 годам, по большому счету, ничего не достиг.
  3. Механик не прочь дать другому совет (тому же Тихону, например). Слова его звучат именно как пожелания, а не как руководство к действию, не как приказы. К ним можно прислушаться, но все-таки они отдают банальностью. То, что молодому человеку своим умом жить пора, понятно и без самоучки.
  4. Мастер ироничен. Он понимает свою ограниченность в возможностях, происходящую из неравенства в положении с хозяевами городка. Для разночинца каждый из них — сударь. Но, используя такое обращение, Кулигин и тонко насмехается над ними.
  5. Установка солнечных часов и громоотвода не является для механика средством потешить самолюбие, счастливой придумкой. Мастер настроен на то, чтобы это принесло пользу обществу, а не ему лично.
  6. Кулигин смел, он не боится спорить с Диким, доказывая пользу того, что он смог изобрести. Его не пугает даже риск попасть за это в полицию. Но в разговоре интеллигент выглядит все же приниженным. Он знает, что без помощи людей с деньгами и влиянием не сможет реализовать свою маленькую задумку.

Главное же, что именно от самоучки звучит оценка нравов, которые царят в Калинове, да и не только, наверное, в нем. Нравы эти названы жестокими.

Порыв к знанию и свету

Механик кажется кротким, но он и свободолюбив.

Образ кулигина в пьесе гроза

Неудивительно, что именно ему досталась роль своеобразного древнегреческого хора, который выражал и общее мнение, и позицию автора сочинения.

Мастер жаждет света для всех жителей города.

Так или иначе, порыв к знанию, свету, переменам прорывается в монологе Кулигина о жестоких нравах. Анализ его позволяет иначе посмотреть и на эксперименты и проекты самоучки.

Провинциальный интеллигент способен тонко чувствовать происходящее вокруг:

  1. Называя нравы жестокими, персонаж дважды повторяет свою оценку. Сам по себе такой речевой прием не редок. Но здесь он действительно позволяет усилить впечатление от сказанного.
  2. Бедность, грубость и ничего больше — таково описание часовщиком мещанства. Герой чувствует, что отсюда невозможно выбиться, и предлагает другим разделить это мнение.
  3. Знает калиновский мыслитель и причину безысходности. Он называет ее: честно зарабатывать невозможно, богачам выгодно закабалять простых людей, чтобы нажиться на них еще больше.
  4. Мастер приводит пример из жизни калиновцев. Он рассказывает о том, как относится к народу купец. Когда люди нажаловались на Дикого городничему, Савел Прокофьич быстро разъяснил чиновнику позицию. Жалобы названы пустяками, о которых и думать не стоит. А из копеек, которые не доплачены работникам, складываются тысячи. От этого купцу и хорошо.
  5. Но и при такой хищнической философии нет и между купцами единства, взаимоотношениям их даже внутри собственной среды не позавидуешь. Каждый норовит подпортить другому торговлю. И, что важно, не из желания прибыли, а просто из зависти. Здесь герой четко выражает отношение к «хозяевам жизни».
  6. А дальше он дает понять порочность сложившейся системы. Когда купцы начинают играть друг против друга по-крупному, они привлекают к делу государственных чиновников. «Приказные» и рады стараться. За взятку они напишут на гербовой бумаге любую кляузу.
  7. «Несть конца мучениям» у Кулигина, и это, безусловно, касается не только судебных процессов между враждующими купцами. Это и оценка всего происходящего вокруг. Становится предельно ясно, что интеллигент хочет вырваться из затхлого мира.

Монолог дает понять, что Кулигин многим отличается от других жителей городка. Мысли его, слова, манера говорить свидетельствуют, что мнимые или действительные личные качества Кабанихи, Дикого ни в какое сравнение не могут идти с качествами интеллигента.

Пьеса гроза герои

В произведении, которое Достоевский назвал одним из лучших у автора, Островский широко использовал прием антитезы.

И Катерину, и Кулигина можно легко противопоставить как другим персонажам, так и друг другу (исходя хотя бы из формы протеста). Но в первую очередь в произведении противопоставлены две идеи.

Это идея отмирающего мира и идея неостановимого прогресса.

Некоторые критики отмечали, что Островский как бы сам выходит на сцену и говорит от имени механика-самоучки. Учитывая это, можно сказать, что так автор выразил собственное отношение к будущему России.