В статье представлены разбор, пересказ (краткое содержание), а также анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»: характеристика главных героев, жанр, история создания, тема и идея произведения. Эти данные можно использовать для написания конспекта, заполнения читательского дневника и таблицы, характеризующей героев, подготовки к сочинению или изложению.

Антона Павловича Чехов не только великий русский драматург, он также и мастер короткого рассказа. Рассказ «О любви» входит в небольшой цикл под названием «Маленькая трилогия», состоящий из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Главные герои рассказа «О любви»

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов (1860 - 1904)

Основные действующие лица в рассказе, это:

  1. Павел Константинович Алехин – дворянин, на момент происходящих событий был молодым человеком, недавно окончившим учебу. Он вернулся в отцовское имение, в котором трудился не покладая рук. Никогда не мечтал о работе на земле, но долг и ответственность перед семьей толкают его на труд и жизнь в деревне.

  2. Дмитрий Луганович – председатель суда, человек в возрасте, которому на момент событий было уже более сорока лет, добряк, простак, вялый, ненужный, с покорным выражением лица, при этом здравомыслящий человек. На балах держится возле деловых людей. Любящий муж и отец.

  3. Анна Алексеевна – молодая жена Лугановича, красивая, искренняя, добрая женщина. Покорно и смиренно несет свой крест, будучи замужем за нелюбимым мужчиной, она его уважает и ценит. Заглушает свои действительно глубокие, настоящие чувства к Алехину ради детей и мужа, чувствуя долг жены и матери. Способна на сильную любовь и самопожертвование.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных персонажей невелик, к ним относятся приятели главного героя: Иван Иванович и Буркин, им Алехин и рассказывает случившуюся с ним историю. 

Они втроем являются героями всей «Маленькой трилогии», состоящей из трех небольших рассказов, третий из которых - это повествование от лица Алехина, рассказ «О любви». Первый рассказ цикла «Человек в футляре» друзья слышат от Буркина, второй «Крыжовник» от Ивана Ивановича.

Оба эти героя в цикле равны Алехину, но в то же время менее важны как персонажи, так как рассказанные ими истории повествуют не об их личной жизни, а о событиях, произошедших с их близкими и знакомыми - Буркин рассказывает о судьбе своего сослуживца, а Иван Иванович о сюжете из жизни своего брата.

А. П. Чехов «О любви» - краткое содержание

Гости в доме Алехина Павла Константиновича за завтраком завели необычный разговор, который возник неожиданно после посещения повара Никанора, зашедшего узнать, что гости желают к обеду. Разговор начал сам хозяин дома, он вдруг заговорил о любви.

123

Разговор возник из рассказа о Никоноре и красавице Пелагее. Алехин рассуждал о том, как зарождается любовь, и почему эта женщина полюбила именно Никонора, мужчину грубого и совершенно иного по своим душевным качествам, нежели она сама. Почему она не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего ей? 

Алехин пришел к выводу, что сколько бы ни говорили в мире о любви, ничто не раскроет ее истинной сути, так как любовь – это великая тайна. О любви нельзя говорить в общих чертах. Рассуждая о ней, необходимо рассматривать каждый случай и каждую историю в отдельности. 

Гости почувствовали, что хозяин хочет о чем-то рассказать, ведь людям, живущим в деревне, только и остается, что делиться своими переживаниями с гостями, нечасто собирающимися в доме.

Погода на улице была плохая и все находящиеся в комнате понимали, что единственным способом развлечься в такой день является послушать чью-то историю, и Алехин, уловив это настроение, заговорил о своем прошлом.

Алехин уже очень давно жил в деревне, куда ему пришлось вернуться после окончания учебы, так как он посчитал это долгом перед своим отцом, который залез в большие долги, чтобы сын получил образование. Поэтому молодой человек решил уплатить долг и восстановить имение. 

Первое время ему приходилось много работать, так как единственным способом вести хозяйство не в убыток было управлять им на крестьянский лад, а точнее работать в поле самому. Вместе с крестьянами Алехин выполнял все виды работы: сеял, пахал, ухаживал за землей. 

Со временем молодой Алехин совсем забыл барские привычки, часто спал на земле, в сарае, перестал читать газету, стал обедать с прислугой. Он сильно уставал, а также сильно скучал и тосковал.

Вся жизнь его перевернулась, когда однажды в городе его выбрали в мировые судьи, после чего Алехин нередко начал ездить в город, где и состоялось знакомство, изменившее все. В суде он встретился с Лугановичем, знакомство с которым стало для него самым приятным из всех остальных.

Во время разбора одного из сложных дел о поджоге, Луганович пригласил Алехина к себе на обед, где и состоялась его первая встреча с женой Лугановича, Анной Алексеевной. Она сразу понравилась Алехину, он увидел в ней человека близкого и как будто давно знакомого. Она была очень молода и только недавно родила своего первого ребенка. Алехин обратил внимание, что муж и жена имели между собой хорошие отношения, они понимали друг друга без слов, дружно готовили кофе, заботились о госте, смотрели, чтобы он хорошо поел.

О любви

Несколько месяцев после этого визита Алехин не приезжал в город, но все это время мысли об Анне Алексеевне не оставляли его, он думал о ней даже в поле за работой.

Осенью он снова поехал в город, в театр, где вновь увидел ее, в этот момент его опять охватило то самое чувство, которое он испытал при первой встрече с Анной. При разговоре она поинтересовалась, почему Алехин так долго не появлялся в городе и не навещал их. 

Анна Алексеевна выказала беспокойство о его внешнем виде и здоровье и между делом призналась, что весной, при их первой встрече, она слегка увлеклась им. Так начались мучительные для него чувства, которые он вынужден был скрывать.

С этого дня Алехин стал регулярно бывать у Лугановичей, он заезжал к ним в каждый свой приезд в город. К нему привыкли и стали принимать за своего. Он помогал Анне Алексеевне с покупками, подолгу мог беседовать с ней, слушать, как она играет на рояле, заниматься с ребенком. Если же он долго не появлялся, Анна Алексеевна начинала волноваться, да и сам Луганович беспокоился о Павле Константиновиче. 

Оба, муж и жена, переживали о том, что Павел Константинович вынужден так много физически работать, когда он имеет отличное образование: им казалось, что он страдает. Алехин постоянно чувствовал на себе их сочувствующие взгляды и был им благодарен особенно тогда, когда ему действительно приходилось нелегко.

Алехин и правда чувствовал себя несчастным, но совсем не по причине постоянного труда и усталости. Он страдал от любви к Анне Алексеевне, он старался разгадать загадку любви и жизни, чтобы ответить на вопрос, как могли сложиться события так, что он полюбил ее, что она еще до встречи с ним стала женой другого и матерью его детей.

Время шло, у Анны Алексеевны уже родился второй ребенок, Павел Константинович продолжал быть другом семьи, продолжал любить ее и молчать о своем чувстве, как и сама Анна Алексеевна. Они продолжали проводить время друг с другом, подолгу молчали, но боялись открыть свою тайну даже себе. От невысказанных чувств отношения между ними начинали напрягаться и немного портиться. 

Анна Алексеевна со временем стала раздражительнее и постоянно по мелочам придиралась к Алехину. В городе о них уже стали ходить слухи, но в том, что говорили люди, не было ни одного слова правды.

Павел Константинович любил Анну Алексеевну всем своим сердцем, но боялся оборвать мирное течение семейной жизни Лугановичей. Он считал себя недостойным ее, ведь он не мог предложить ей ничего лучше того, что у нее уже было, он попросту не мог предать тот дом, где его так любили и где ему верили. 

Анна рассуждала подобным же образом, она думала о муже, о детях, о своей матери, боялась осложнить жизнь Павла Константиновича, поэтому они оба продолжали молчать. Когда Алехин приходил к Лугановичам, все домашние безумно радовались, не представляя, как на самом деле он мучился.

Со временем у Анны Алексеевны стало появляться ощущение бессмысленно прожитой жизни, она стала лечиться от расстройства нервов, а они с Алехиным все молчали и молчали.

Прощание

Наконец Лугановича назначили на должность в другой губернии, и все стали готовиться к разлуке. Первой должна была уехать Анна Алексеевна, а немного позже Луганович с детьми. Провожали ее на поезд большой компанией, когда уже было объявлено об отправлении, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы вернуть корзинку, которую она забыла. 

Тогда впервые их обоих оставили все душевные силы, и они признались друг-другу. Алехин обнял Анну Алексеевну, она прижалась к его груди. Они попрощались навсегда, он вышел от нее и проехал до первой станции в соседнем купе, проплакав все это время.

Когда Алехин кончил свой рассказ, дождь уже перестал лить, его собеседники вышли на улицу. Оба они видели Анну Алексеевну в городе, были с ней знакомы и даже считали ее красивой.

Краткий анализ произведения

Представленный в сокращении рассказ вбирает в себя основную проблематику большинства чеховских произведений. В целом тематика рассказа продолжает общую тему всей трилогии, повествование о «футлярной» жизни современников Чехова. 

Павел Константинович и Анна Алексеевна

В данном случае в футляре оказываются двое: Павел Константинович и Анна Алексеевна, они оба не решаются сделать шаг, который изменил бы их жизнь, они закрываются в своем мире, перенося при этом тяжелые душевные страдания. 

Но в рассказе «О любви» эта тематика более тонка и переплетается с другой важной темой, темой запретной любви и наличия в мире граней, через которые человек не имеет права переступать. Это говорит о том, что бывают случаи, когда человек не волен в принятии решений, когда он просто не имеет права вырваться из футляра.

Рассказ «О любви» также глубоко психологичен. В краткой, лаконичной форме он передает движения души, происходящие не только с героем мужчиной, но и с женщиной. Не случайно Чехова называют знатоком женской души, и данный рассказ это подтверждает. 

Его повествование, построенное от лица Павла Константиновича, так тонко и внимательно передает изменения, происходящие с Анной Алексеевной, что полностью рисует читателю ее психологический портрет и говорит о ее душевных переживаниях чуть ли не больше, чем о чувствах Павла Константиновича.

История создания

Рассказ А. П. Чехов написал для журнала «Русская мысль» в 1898 г. Год его написания совпадает и с двумя другими рассказами цикла. Существуют некоторые данные, которые говорят о биографической основе этого рассказа. 

Авилова Лидия

Об этом стало известно из воспоминаний Авиловой Лидии Алексеевны, имевшей в молодые годы теплую дружбу с Чеховым. Он так же как Алехин был другом семьи, был желанным гостем в доме Авиловых, а Лидия Алексеевна была замужем и воспитывала с мужем детей. Однако сам Чехов никогда не упоминал об этой истории.

После выхода всех рассказов цикла в журнале «Русская мысль», критика высоко оценила замысел Чехова, рассказ же «О любви» был признан в особенности, как наиболее драматичный и полный мировой скорби. 

Рецензия на рассказ А. Измайлова подтверждает эту точку зрения критиков: «рассказы его, написанные за последние годы, носят драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма».

Смысл названия рассказа

Название рассказа «О любви» напрямую говорит об основной его тематике. Суть рассказа кроется в этом простом и одновременно сложном слове «любовь». 

Любовь – это особое состояние большинства чеховских героев, но даже она не способна вырвать человека из той серости и будничности, против чего всегда боролся автор.

Рассказ действительно описывает историю любви, ее зарождение, развитие и трагическое разрешение. Каждая мысль, каждая строчка этого небольшого произведения говорит о любви. Тема и идея рассказа напрямую отражаются в его названии.

Композиция и жанр

Произведение относится к жанру короткого рассказа, но при этом оно является заключительной частью небольшого цикла. Как отдельное произведение, рассказ «О любви» имеет обрамляющую композицию. 

Чехов О любви

В таком случае основной текст рассказа вписан в повествовании в качестве воспоминания, а начинается оно с иных событий, которые подводят к необходимости изложения главной сюжетной линии, в конце дают ей некоторую оценку. 

Сюжет рассказа выстраивается в ретроспективе, имеет основные элементы, двигающие его развитие – это завязка (знакомство Алехина и Анны Алексеевны), возникновение проблемы (появившиеся между ними чувства), кульминация и разрешение проблемы (финальная сцена в вагоне поезда).

Счастливы ли герои рассказа «О любви»

Разумеется, о счастье героев говорить нельзя, оба они страдают, о чем напрямую говорит Алехин в своем воспоминании: «Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…» Описание его переживаний не оставляет сомнений в его несчастье. 

Павел Константинович не мог быть счастливым, наблюдая, как его любимая женщина является женой другого и матерью его детей. Он страдал и от мысли, почему в жизни случилась такая ужасная ошибка, что она встретилась сначала другому, а не ему. Поведение же Анны Алексеевны подтверждает и ее абсолютное несчастье. 

Вот небольшой отрывок из текста рассказа, подтверждающий эти слова «…у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей».