Главные герои балета ярославна

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Балет ярославна краткое содержание

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

Балет ярославна

Балет ярославна история

  • Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
  • Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
  • Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
  • Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
  • Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

Тищенко балет ярославна

История создания балета ярославна

  • Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
  • Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
  • Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
  • Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
  • Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

Балет ярославна интересные факты

Балет ярославна музыка

  • «Раздрай». Во вступлении можно видеть, как искушенный князь Игорь мечтает о возрождении былой славы. Параллельно раздается как глухой протяжный стон голос земли Русской, скорбящей о погибших в бесконечных усобицах. Ярославне предстает страшное предсказание, но не слышит ее молодой князь с кипучей кровью, жаждущий новых подвигов. В итоге собирает полководец войско, призывая истребить половецкого врага. Не удается княгине отговорить своего любимого супруга от похода, который в предчувствии свежей крови не хочет ничего слышать. Солнце скрывается за затмением и отправляется войско на верную погибель, прославляя своего государя.
  • «Черный акт». Приходит полк Игорев на половецкую землю, где степи дурманят своим буйством цветения, заставляя всплывать в голове былые поражения и картинки грядущей катастрофы. И вот бой, который заканчивается легкой победой для русских воинов, получивших трофеи в виде богатств и местных девушек. Но когда заснули воины богатырским своим сном, одна из дев устраивает кровавое жертвоприношение, дабы известить родное племя половецкое о надвигающейся на него погибели. Доходит до него дурная весточка и начинаются шаманские танцы и вымаливание у богов пощады.
  • «Спасение». После пробуждения Игорь вновь отправляется в путь вместе со своими верными воинами. И вдруг ему встречается оазис со всякими яствами, женщинами и вином. На самом деле это засада и войско Игорево терпит бесславное поражение, пав прямо в этом поле. Чувствует беду, Ярославна молит все силы, чтобы смог вернуться ее муж домой, но не слышит ее Игорь, заточенный в темницу, мимо которой вереницей пролетают загубленные души погибших воинов. Со временем князю удается освободиться от плена и вернуться домой, пусть и без своего полка, павшего в половецких степях. Но вместо того, чтобы успокоиться и примириться с судьбою, велит он ковать новые мечи и собирать войско еще больше прежнего, мечтая, наконец-то, разбить врага.

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

Балет ярославна главные герои

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Максим, Тольятти

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Светлана, Новосибирск

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Николай Борисович, Санкт-Петербург