Пьеса "Бедность не порок": краткое содержание, анализ

История создания и литературная критика

Александр Николаевич Островский

Первые впечатления о жизни и взаимоотношениях купцов Александр Николаевич Островский получил в семье. Позднее, когда писатель служил в Коммерческом суде, он наблюдал незаконные способы обогащения, истории банкротства, встречался с практикой подставных документов. Впоследствии эти материалы и наблюдения нашли отражение в его творчестве. Некоторые имена и фамилии героев его пьес взяты из судебных дел, в которых принимал участие молодой Островский.

Пьесу «Бедность не порок» А. Н. Островский написал в 1853 году, и успех превзошел все ожидания. Ни одно из ранее и впоследствии написанных им произведений не вызывало столько шума и споров. В январе 1854 года комедию поставил Малый театр с Садовским в главной роли. Спектакли под таким названием до сих пор занимают видное место на сценах российских и зарубежных театров. А в то время очень тепло встретили его героев зрители, особенно купцы, которые хотели познакомиться с автором и актерами, писали благодарственные письма. Литературная критика восприняла новое детище Островского неоднозначно:

«Свои люди — сочтёмся»

  1. Чернышевский назвал комедию фальшивой и слабой, а ее героев — приукрашенными и нереальными. По словам критика, только из-за имени и первой пьесы «Свои люди — сочтёмся» — ей обеспечиваются положительные отзывы.
  2. П.Н. Кудрявцев в своей рецензии на пьесу, давая подробную характеристику героев, ставит в вину автору возвеличивание неприглядных сторон купеческой жизни, особенно брата Гордея Торцова.

Драматурга обвиняли в славянофильстве, ругали за устройство сценичного балагана, имея в виду представление святочного гулянья семьи Торцовых. А. В. Дружинин, выступив в защиту писателя, отверг несправедливое осуждение Чернышевского, выдвинувшего обвинение Островскому в идеализированном изображении патриархальных устоев купеческого быта.

Единственным недостатком жанра комедии у Островского критик считает сюжетную развязку: она несколько преувеличена и нереальна.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Однако все критики неоспоримым достоинством пьесы называют поэтичность и красоту языка. Сам драматург видел смысл комедии в том, что, «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя настоящее с выдуманным, не забывая о комическом. В пример можно привести изображение самодура Гордея Карпыча, который признает только свою власть, а чужое мнение его не интересует.

Краткое содержание комедии по действиям

В каждом сценическом произведении должны быть главные и второстепенные персонажи. В комедии «Бедность не порок» из главных героев можно назвать купца Гордея Карпыча Торцова, московского фабриканта Африкана Савича Коршунова, Митю и дочь Торцова Любовь Гордеевну. Из других героев в действии пьесы участвуют:

Пьеса "Бедность не порок"

  1. Любим Карпыч Торцов — брат Гордея Карпыча.
  2. Пелагея Егоровна — супруга Гордея Карпыча.
  3. Яша Гуслин — родственник Торцова.
  4. Анна Ивановна — веселая вдова.
  5. Гриша Разлюляев — сын богатого купца.

Первое действие открывается тем, что молоденький приказчик Митя узнает, что его хозяин Гордей Карпыч разозлился на своего брата, напившегося в гостях. Затем приезжает Пелагея Егоровна, жена хозяина, и его дочь Любовь Гордеевна. Супруга Торцова недовольна мужем, который, по ее словам, завел знакомство с богачом Коршуновым и теперь «все ему наше русское немило». Переживает она и о судьбе дочери, которую супруг вознамерился выдать замуж за «ее ровню», как он считает. Разговаривая с Гуслиным, Митя рассказывает ему об упреках хозяина и маленьком жалованье.

Сам Митя влюбился в Любовь Гордеевну. В это время к дочери купца приходят подруги, они поют и веселятся вместе с Гришей Разлюляевым. Затем зритель видит Митю и Любовь Гордеевну на свидании, которое им устраивает Анна Ивановна:

"Бедность не порок"

  1. Юноша читает ей свои стихи и признается в любви.
  2. В ответ девушка сказать ему стесняется и пишет признание в письме.

Во втором действии Митя находит Любовь Гордеевну, которая признается ему в любви, и они собираются идти к отцу за благословением. Тут же Островский дает описание веселья девушек, но оно длится недолго, так как приезжает Торцов с московским фабрикантом Коршуновым. Он злится, что супруга проводит святки «на мужицкий манер», и они с гостем пьют шампанское. Коршунов дарит Любови Гордеевне дорогие сережки и просит любить его, так как он человек богатый. Торцов делится планами с женой о женитьбе фабриканта на их дочери. Девушка, узнав об этом, хочет разорвать помолвку, но отец непреклонен.

Третье действие. Пелагея Егоровна тоже недовольна решением мужа и желает дочери «хоть бедненького, да друга милого». Митя, узнав печальную для себя весть, хочет уехать из имения и приходит проститься. Увидев возлюбленную, он предлагает ей бежать, но она отказывается, боясь гнева отца. Тем временем приходит опальный брат Торцова Любим и ругается с Коршуновым, обвиняя его в мошенничестве. В итоге все ссорятся, и Коршунов уезжает. Разозленный Гордей Карпыч сам предлагает Мите жениться на его дочери.

Конфликт пьесы «Бедность не порок»

Что касается конфликта комедии Островского, то он резко не выражен и как бы распадается на два направления. Его можно увидеть в отношениях двух молодых людей, которые любят друг друга, но между ними стоит богатство и бедность. Разорвать это противостояние можно двумя путями: согласиться с отцом-самодуром или выйти из подчинения и авторитета семейных уз.

Второе осуществиться не может, поскольку никто из них на это не готов, а Митя принимает выбор Любови Гордеевны. Первый выход наступает неожиданно из-за счастливого случая.

 "Бедность не порок" анализ

Вторая часть конфликта состоит в отношениях Гордея Карпыча с братом. Это почти тот же произвол, что и по отношению к дочери, но ситуация несколько иная, хотя и решается в итоге также благополучно. Конфликт получается нечетким, размытым, потому что кажется наигранным: очень уж скорая перемена в поступках отца, по природе купеческих нравов — злодея. Автор на стороне положительных персонажей и «разрешает» купцу стать понимающим и добрым отцом. Сделал Островский это по своему желанию, поэтому резкие перепады в настроении и поступках Торцова кажутся неубедительными.

Митя и Любовь Гордеевна оба бесправны. Он служит приказчиком у богатого купца, читает поэта Кольцова и сам неплохо пишет. Он еще имеет силы для активного протеста, но знает, что Торцов никогда не согласится на этот брак, а его возлюбленная смиряется с волей отца, и у нее даже мысли не возникает бороться за свою свободу. Не принимают участия в конфликте и картины народных гуляний, так поэтично описанных драматургом.

Они оказываются как будто в стороне от действующих лиц комедии и играют роль простых декораций, не затрагивая душу читателя или зрителя.

Отзывы читателей

В комедии «Бедность не порок» из положительных героев мне понравилась Любовь Торцова, которая искренне любит Митю, но не может противиться отцовской воле и соглашается выйти замуж за Коршунова. Богатый Африкан Савич хвастается своей зажиточностью, желая выглядеть перед отцом невесты в лучшем свете.

Деньги вступают в борьбу с любовью, и любовь побеждает. Митя, мягкий характером и нерешительный на вид, решается ради любви на дерзкий для того времени поступок — хочет увезти любимую и тайно обвенчаться. Но если бы Любим не разоблачил Коршунова, то домостроевские нравы не позволили бы влюбленным соединиться. К сожалению, в жизни подмога приходит редко.

Валентина, 34 года.

В пьесе Островского поднимаются проблемы денег и нищеты, чванливой гордости и тщеславия, любви и благородства. Перед нами купеческая семья среднего достатка. Но глава семьи уверен, что не должен больше прозябать в этом невежественном провинциальном городке, что должен жить только в столице. Это тщеславное желание переходит все границы и становится маниакальным.

И он решает выдать дочь замуж за старого столичного фабриканта. Хорошо, что у него вовремя открылись глаза, и он с помощью брата увидел истинное лицо своего будущего зятя Африкана, казнокрада и мошенника. Почему-то нигде не читала о языке комедии, а ведь он прекрасен, я даже выписала некоторые цитаты.

Фаина, 29 лет.

«Бедность не порок» мы изучали на уроке литературы всего один час, писали конспект за учителем, а потом в читательском дневнике написали сокращенный пересказ. Еще дома мы должны были написать сочинение на тему «Почему Гордей Торцов выступает злодеем». Помню, мы еще делали дома таблицу главных и второстепенных героев. Эта сценическая история повествует нам о том, что бедность — это не грех человека, если он порядочный и честный, а любовь за деньги купить нельзя.

Беспафосно и доходчиво объяснит эту истину брату Любим Торцов, опустившийся на дно жизни, но сохранивший доброту и веру в жизнь. И поймет купец Гордей Карпыч, как чуть было не отдал дочку за старика из-за высокого положения и богатства. Получается, что повезло влюбленным — послушной хозяйской дочери Любови и простодушному приказчику Мите, и они снова будут веселиться в кругу заводной и отчаянной молодежи, среди которой самый неутомимый — купеческий сын Гриша Разлюляев. Основная идея такова: денег нет — не беда, и богатство не будет лишним, если есть любовь и достоинство.

Григорий, 29 лет.