Повесть Достоевского «Двойник»

История создания

Повествование рассказывает об истории обычного чиновника из Петербурга Якова Петровича Голядкина — это молчаливый, робкий и услужливый человек. Больше всего тихий Голядкин желает получить повышение на работе и быть «своим человеком» в обществе светской элиты.

После острого психоэмоционального перенапряжения с главным героем происходят непонятные вещи. К примеру, однажды ему встречается собственный двойник, воплощающий в жизнь все задуманные мечты Голядкина. Но ему от этого не легче, так как непосредственно он до сих пор находится в плачевном положении, при этом самозванец пожинает всю славу.

Федор Достоевский

Над кратким содержанием «Двойник» Достоевский начинает работу еще в 1845 г., находясь в гостях у своего брата Михаила в Ревеле (сейчас это город Таллин, столица Эстонии). Когда он возвращается в Питер, продолжает написание повести. Работа тянется сложно, произведение пишется с трудом. В результате в 1846 г. повествование было полностью закончено и опубликовано в издании «Отечественные записки».

Невзирая на хорошие отзывы критиков, в том числе знаменитого Белинского, который уже в то время благосклонно относился к Достоевскому, непосредственно автор «Двойником» был недоволен. Спустя определенное время книга переделывается, но все равно не удовлетворяет создателя.

Являясь требовательным критиком к собственному творчеству, автор жалуется, что погубил великолепную идею, наверное, лучшую, которая у него родилась. «Идея повести светлая, — говорил Достоевский — однако форма не та, что надо. Если бы начать работу сейчас, был бы выбран другой стиль написания».

Насколько бы ни критиковал себя Достоевский, это произведение было важным событием в литературе 19 столетия. С учетом всех традиций Гоголя и Пушкина, автор углубляется в психологию «маленького человечка». Он показывает внешнюю борьбу личности и отрекающегося от него общества, а также внутреннее противоборство темной и светлой стороны людского «Я». Чтобы реализовать эту идею, Достоевский создает фантастического персонажа и обращается к теме двойной личности.

Тема доппельгангера часто применялась предшественниками Достоевского. К примеру, популярными рассказами, где можно встретить доппельгангер являются:

  1. «Эликсир сатаны».
  2. «Кристабель».
  3. «Бойцовский клуб».
  4. «Вильям Вильсон».
  5. «Уединенный домик».

Описание персонажей

Главный герой Голядкин занимает должность советника в одном из петербуржских муниципальных учреждений. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице и стать блистательным чиновником, одним из тех людей, перед которыми открывают двери швейцары, кого рады видеть на любом приеме, кто сидит на лучших местах в театре, при виде кого отцы толкают незамужних дочек, чтобы те выровняли осанку и поправили прическу.

Чиновник из Петербурга Яков Петрович Голядкин

Основное препятствие на пути к желанному результату — характер Голядкина. Он не умеет подлизываться, юлить, подхалимствовать, плести козни. «Не интриган, и горд этим» — говорит Яков Петрович. Но, гордиться ему нечем. Голядкина не уважают на службе, над ним смеются его коллеги, его не замечают девушки, он является посмешищем на светских приемах.

Когда главного героя выставляют с вечеринки, которая была устроена в поместье богача Берендеева, с Голядкиным случается нервный приступ. Именно в это время он встречает собственного двойника.

Незнакомый человек полностью похож на него. Помимо этого, утром на второй день Яков Петрович видит его на своей работе. Приглашая к себе в гости Голядкина-младшего, «старший» начинает ликовать, так как теперь он обзавелся соратником, и они свернут горы, могут «вместе хитрить… в пику им создавать интригу».

Но Голядкин-младший выбрал другой способ поведения. Главный персонаж для него не является соратником, а поэтому самозванец умело подхалимничает с «нужным» людьми и за несколько дней становится любимцем в министерстве. Поимо этого, самозванец бесцеремонно начинает издеваться над «старшим», превратив беднягу в предмет постоянных насмешек. Так, «младший» выживает Якова Петровича как из министерства, так и из общества. Рассказ завершается тем, что безумного Голядкина отвозят на карете в психушку.

Две стороны главного героя

Голядкин-самозванец, он же доппельгангер настоящего Якова Петровича, это его противоположность. Чтобы описать настоящего Голядкина, можно выбрать следующие эпитеты:

  • исполнительный и нерешительный;
  • конфузливый и совестливый;
  • мечтательный и замкнутый;
  • заурядный и серый;
  • молчаливый и услужливый.

Голядкин-самозванец

Младший имеет такие характеристики: дерзкий, смелый, хитрый, развязный, красноречивый, наглый, авантюрист, карьерист.

Нужно понять, что в этом случае нельзя рассматривать противоположность «хороший и плохой». Настоящий Яков Петрович совершенно не идеален, а младший — это тот человек, которым смог бы стать госслужащий, имея смелость, жизненную энергию, волю. Доппельгангер в этой повести — это синтез скрытых сторон человека, которые главный персонаж не может развить у себя.

До выхода «Двойника» в литературе находилось несколько типажей чиновников: расчетливый карьерист и забитый бедный служащий. Достоевский смог создать экспериментального героя Голядкина, который страдал раздвоением личности. Благодаря психологическому срыву Якова Петровича у писателя получилось объединить 2 литературных образа в одном герое.

Основной смысл

«Двойник», как и каждая великая повесть — это не только история определенного человека. В своем рассказе автор показал светское общество Петербурга в общем, и с помощью собирательных образов (именно они относятся к Голядкину) рассматривает перспективы дальнейшей русской истории. А они эти, как считает писатель, не радужные, так как общество, в котором успеха добиваются только благодаря обману и лицемерию, где в почете сомнительные ценности и находятся ложные идеалы, изначально обречено на быструю гибель.

Раздвоение личности Якова Петровича

Общество пытается вытеснить каждого человека, который отличается. Сильных людей оно подавляет, а слабых доводит до угнетенного состояния. Как сказал Майков: «Автор мастерски смог исследовать анатомию души, погибающей от сознания разных частных интересов в благополучно устроенном обществе».

Раздвоение личности Якова Петровича произошло вследствие сильного психоэмоционального напряжения, которое было спровоцировано неблагоприятным социальным положением его существования. А в действительности, двойственные, как разум Голядкина, так и все общество вокруг, где моральные принципы замещены интригами, корыстью, личной выгодой.

Краткий анализ

В критических литературных произведениях жанр рассказа «Двойник» определен гротескно-фантастическим. Фантастический персонаж (Голядкин-младший) вводится в сюжетную линию по ряду причин:

  • для воплощения идеи полярности людей, борьбы человека со злом, которое находится внутри него;
  • для демонстрации, как отравляющее воздействие общества может пробудить низкие моральные качества натуры человека;
  • для демонстрации двух разных литературных разновидностей чиновников (наглого интригана и забитого служаку).

Гротеск требуется Достоевскому, чтобы живописно описать нелепость и противоречивость положения главного персонажа в обществе. Один из ярчайших примеров, что никто из работников министерства совершенно не был удивлен, когда в один день на работу приходят 2 Якова Петровича.

Краткий анализ произведения «Двойник»

Введение такого художественного оборота обусловило литературные споры. Некоторые литературоведы считают Голядкина-самозванца галлюцинацией настоящего персонажа, а все, что происходит вокруг — плод больной фантазии безумного чиновника. В этом случае «Двойник» является гротескно-психологическим рассказом. Некоторые литературоведы увидели в Голядкине-младшем настоящего персонажа, темного двойника души чиновника, которая в один день вырвалась наружу и стала реальной. В таком случае рассказ можно отнести к фантастической повести.

Непосредственно Достоевский оставил этот вопрос открытым. Писателя больше волновала не жанровая стилистика, а основные причины и последствия того, что когда-то тихий чиновник Голядкин увидел своего двойника.