Повесть Алексея Толстого «Гадюка»

Краткий пересказ

В своём произведении автор рассказывает о дочери купца Ольге Вячеславовне Зотовой. Толстой подробно описывает следующие циклы:

  • жизнь в родительском доме;
  • война;
  • послевоенное время.

 Девушка восстанавливается в лечебнице

В первой главе на дом, где жила семья Зотовых, нападают варвары. Они убивают отца и мать девушки, устраивают пожар. Ольгу удаётся спасти, она помнит убийцу — это Валентин Брыкин. Девушка восстанавливается в лечебнице, там она знакомится с командиром красных Емельяновым. Город захватывают бойцы Красной армии. Брыкин доносит на Ольгу, её сажают в тюрьму. Там она находится на протяжении двух месяцев. К городу подходят красноармейцы, всех заключённых расстреливают. Ольге снова чудом удаётся спастись — среди убитых и полумертвых её находит Емельянов.

Девушка влюбляется в того, благодаря кому она осталась жива. Она отправляется на войну вместе со своим спасителем, её зачисляют бойцом кавалерийского эскадрона. Там она занимает должность вестового. При выходе из рейда по врангелевским тылам Емельянов погибает. Далее прорыв возглавляет сама Ольга, однако её ранят, после чего ей приходится отправиться в лазарет. Восстановившись, отважная девушка снова идёт воевать, она пребывает на войне до самого её окончания.

В мирное время Зотова ощущает себя одинокой и никому не нужной. Девушка устраивается в Москве и пытается отыскать должность, связанную с документацией. Ей всего двадцать и нужно начинать жизнь с чистого листа. Коллеги и соседи всячески унижают бедную девушку, они называют её гадюкой. Она становится предметом ежедневных пересудов. Наверное, если бы её не было в квартире, жильцам коммуналки стало бы совсем скучно.

Сонечка Варцева, коллега и соседка по коммунальной квартире, смеётся над внешностью главной героини. Она распространяет неправдивые слухи о Зотовой, говорит о ней гадости, называет «эскадронной шкурой».

Однажды Ольга меняется — она превращается в настоящую красотку. Мужчины это замечают и называют её ударной девкой. Появляются поклонники, однако сердце героини уже занято.

Она влюблена в директора Махорочного театра, но он не хочет связывать с ней свою жизнь из-за клеветы завистников. Мужчина берет в жены секретаршу Сонечку, соседку Ольги. Той не нравится, что Зотова интересуется её супругом. По совету соседей она приходит к ней ругаться, взяв с собой свидетельство о браке. В состоянии аффекта Ольга несколько раз стреляет в соперницу.

Характеристика Ольги

Характеристика Ольги

Главная героиня принадлежала к буржуазной зажиточной семье. Она планировала выйти замуж и жить счастливо со своим мужем, но из-за войны пришлось всё переиграть. Однажды в дом ворвались бандиты, они убили родителей, изуродовали девушку, сожгли дом. Ольга сама чуть не отправилась на тот свет. Ей пришлось определять для себя новую роль, чтобы прожить в этом ужасном мире, и с выбором ей помог Емельянов. Он поддержал девушку не только морально, но и делом:

  • помог ей с жильём;
  • взял в отряд.

Ольга влюбилась в него, и стала мечтать о новой, счастливой жизни. Она выбрала путь так называемого революционного трансвестизма, стала подчиняться коллективистской идеологии. Жизнь среди солдат поспособствовала превращению барышни в красного кавалериста. Она перестала быть похожей на женщину:

  • укоротила волосы;
  • курила махорку;
  • пила автомобильный спирт;
  • носила мужскую одежду;
  • сделала татуировку;
  • ругалась матом.

Ольга изменила свой имидж под товарища-бойца

Окружающие мужчины ласково называли её своим братишкой. В то время царил культ насилия, усиливающий маскулинистскую идеологию. В результате Ольга изменила свой имидж под товарища-бойца и стремилась слиться с солдатской массой. Но настоящая драма произошла несколько позднее, когда либеральный нэп сменил военный коммунизм.

Толстой показал, что Ольга стала другой. Произошли значительные перемены в её классовом сознании. Она стала с презрением относиться к своей прошлой уютной жизни и ненавидеть себя лишь за то, что ждала счастья. Из-за худощавой фигуры и порывистых движений Зотова начала походить на парня. Её внешний вид вызывал у многих раздражение.

Поменяв в себе многое, девушка так и не сумела избавиться от своего женского начала. В произведении «Гадюка» постоянно прослеживается мысль, что слабый пол нуждается в том, чтобы получить мужчину и покориться ему, ликвидировав соперниц.

После войны окружающий мир всё время выталкивает Зотову, не принимая её прямоты. Девушка не умеет лицемерить, угождать, изворачиваться и лукавить. Из-за этого в повести «Гадюка» постоянно наблюдается напряжение. Ольге сложно переодеться в женскую одежду — это вызывает у неё психологический надрыв. Новые правила игры кажутся ей фальшивыми, она никак не может с ними смириться.

Изменившиеся требования

Автор рассказа подмечает, что с течением времени меняются требования к женской сексуальности. Если сначала нужен «братишка», который готов отдать жизнь за мировую революцию, то уже через несколько лет это неактуально. Теперь востребованы милые кудряшки, чулочки, флирт и глупое щебетанье ни о чём.

Ольга признается в любви

Ольга — обладательница бескомпромиссного характера. Она убеждена, что революция позволит женщине улучшить свою жизнь. Девушка меняется, но в худшую сторону. При этом она лишь теряет, ничего не приобретая. Её женская природа выходит на первый план. Мужчина, априори представляющий собой некую высшую власть, отсутствует, его нет рядом. Этот бой проигран. Емельянов убит на войне, директор Махорочного театра женат на другой. Ольга ощущает, что ей нет места в этом мире, если она одна. Это и приводит к непоправимой катастрофе.

Она чувствует, что не в силах превозмочь комплекс мужского типа поведения, который успела приобрести. Зотова не может пойти изворотливым женским путём, чтобы получить избранника, что порождает любовную драму. Сонечка, в отличие от неё, может похвастаться всеми девичьими качествами. Ольга признаётся в любви директору театра, но тот раздражается в ответ. Он уверен, что она позарилась на его статус и деньги.

Толстой смог ощутить и выразить в своём произведении проблематику эмансипации слабого пола. Он попытался пролить свет на женский вопрос и заставил задуматься о естественной детерминированности жизни дамы. По его мнению, чем дальше друг от друга представители разных полов, тем лучше для них. Толстой убеждён, что сближение мужчины и женщины (или их равенство) свидетельствует о катастрофе и упадке.

Через драму Ольги автор повести показывает тупиковый путь женской эмансипации в отказе от своих суверенных прав, абсолютном принятии маскулинистской системы ценностей и превращении своего в чужое.

Проблема сексуальности

В самосознании Зотовой прослеживается проблема восприятия своего тела и сексуальности. Вербально она скрыта, но в действительности очень актуальна для девушки. До убийства родителей она считала своё невинное тело символом правильной семейной жизни и наградой будущему мужу. Однако после войны эта метафорическая конструкция разрушилась. Можно сказать, что произошла десексуализация представлений о телесном. Это нашло своё выражение не только во внешних изменениях, ведь девушка приняла мужской образ жизни и менталитет. У неё появились соответствующие манеры.

С Емельяновым, в котором девушка души не чаяла, она вела себя подобно обыкновенному красноармейцу. Нередко им доводилось ночевать в одной избе, но они спали в кровати, отвернувшись друг от друга. Ольга сознательно отрекается от тела, она хочет его спрятать и нейтрализовать. Так возникает первый конфликт. Целомудренность отношений Зотовой и Емельянова разрушается, когда мужчина видит, как она обливается водой.

Ольге так и не удалось срастись с мужской ролью

Ольге так и не удалось срастись с мужской ролью, поскольку в социуме начали акцентировать внимание на отличиях слабого пола. Выстроилась иная концепция женственности, не соответствующая нормам революционного времени. Девушка не смогла принять этот перелом. Для неё оказалось невыносимым, что общество манипулирует женской сексуальностью. Она не понимает, как поступить с собственным телом. Противоречие состоит в столкновении идеологизированного разума и биологически детерминированных чувств.

История главной героини является замечательным материалом для психоанализа. Подавленная сексуальность вытесняется в бессознательное, что приводит к неврозам и преувеличенной ненависти к субъектам. Представление о своей женственности всегда формируется под воздействием окружающей среды. Ольга в этом отношении оказалась в сложной ситуации.

Ей пришлось отбросить язык сексуальности, который был ею приобретён в дореволюционной жизни. Для новой формы бытия он оказался ненужным. Девушка ассоциировала себя с мужской гендерной ролью. После войны она оказалась неспособной адекватно воспринимать сексуальную культуру, актуальную в послереволюционное время.