История создания комедии

В основу произведения Грибоедов положил реальный случай, который произошел с ним на одном из вечеров. Он был возмущен всеобщим преклонением перед одним из иностранных гостей и высказался по этому поводу. За это Грибоедов был клеймен сумасшедшим и помешанным.
Рис. 1. Чацкий. Художник Н. Кузьмин
Рис. 1. Чацкий. Художник Н. Кузьмин
Многие персонажи комедии списаны с реальных людей, которых во время написания своего произведения Грибоедов встречал на многочисленных балах и приемах.
Важно! Впервые пьесу опубликовали в 1833 году. По понятным причинам первоначальное издание было подвергнуто многочисленным правкам и изменениям со стороны цензуры. Книга с полным текстом была выпущена в России только в 1875 году.  
Жанр “Горе от ума” - комедия. Сам автор назвал свое произведение комедией в стихах. Во времена Грибоедова с умом связывали и интеллигентность, и образованность, но главное - вольнодумие, приверженность новым идеям. Обладателем такого “ума” и явился Чацкий. Такой смысл и несет название пьесы: герой пострадал от своих прогрессивных взглядов и идей. В 1977 году по пьесе вышел фильм-спектакль. Роль Фамусова в нем исполнил Михаил Царев, он же выступил и режиссером. Роль Чацкого досталась Виталию Соломину.

Основные герои

  • Александр Андреевич Чацкий - молодой, остроумный, прогрессивный дворянин. Он возвратился в Москву после трех лет странствий по миру.
  • Павел Афанасьевич Фамусов - московский чиновник, вдовец. Он льстив и жаден, в приоритете у него деньги и чины.
  • Софья Павловна - семнадцатилетняя дочь Фамусова. Романтичная и чувствительная девушка.
  • Алексей Степанович Молчалин - секретарь в доме Фамусовых.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб - полковник, метит в генералы.
  • Лиза - проворная и осторожная служанка в доме Фамусовых.
Рис. 2. Фамусов. Художник Н. Кузьмин
Рис. 2. Фамусов. Художник Н. Кузьмин
В списке действующих лиц автор приводит также многочисленных гостей, что появляются на вечере у Фамусова.

Действие 1

Пьеса начинается со сцены, в которой Лиза причитает о том, что ей всю ночь пришлось сторожить под дверью хозяйки. Уже светало, а Молчалин и София все никак не могли наговориться. Вдруг в гостиную входит Фамусов, и Лизонька всеми силами под разными предлогами пытается выпроводить его подальше. Упрямый Фамусов не хочет уходить, начинает приставать к девушке. Но Лизе удается убедить его в том, что София только уснула, и любой шум может потревожить тонкий девичий сон. Фамусов на цыпочках уходит. София и Молчалин наконец покидают комнату девушки. Молчалин уже направлялся к себе, когда столкнулся в дверях с Фамусовым. Отец Софии, недовольный тем, что застал их вместе, начал обоих допрашивать. София в напускном испуге рассказала отцу выдуманный сон про своего любимого и разгневанного отца. Во сне том, по словам самого Фамусова, были  “и черти, и любовь, и страхи, и цветы”. Молчалин же оправдался тем, что только вернулся с прогулки и шел с бумагами к Фамусову на доклад. Отец успокоился и вместе с секретарем удалился разбирать бумаги. София и Лиза остались в гостиной. Девушки принялись обсуждать дела сердечные. София, влюбленная в Молчалина, не видела в нем ни одного недостатка. Его молчание и проникновенные взгляды девушка принимала за романтичность и глубокие чувства. Лиза же напомнила своей хозяйке, что Фамусов никогда не отдаст дочь за безродного и бедного человека. А вот полковник Скалозуб, которого София терпеть не могла, стал бы для него прекрасным зятем.
Рис. 3. Молчалин. Художник Н. Кузьмин
Рис. 3. Молчалин. Художник Н. Кузьмин
Вспомнила Лиза и о нежных чувствах, которые София раньше испытывала к Александру Андреевичу Чацкому. Он с детства воспитывался в доме Фамусовых. Но, по словам Софии, те чувства давно прошли. Чацкий давно уже находился в разъездах по стране, а Молчалин был всегда рядом. И резкий, язвительный характер Александра отталкивал девушку. Входит Чацкий. В завязавшемся разговоре Чацкий высмеивает многочисленных московских персонажей. София холодно, отстраненно и коротко отвечает на его вопросы. Снова появляется Фамусов, а София и Лиза удаляются. В коротком разговоре Чацкий замечает, как похорошела девушка, а у Фамусова не выходит из головы Софьин “сон в руку”. Чацкий обещает снова приехать через час и удаляется.

Действие 2

Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором он отдает указания слуге Петрушке. Далее входит Чацкий. В диалоге Фамусов выспрашивает, не намеревается ли молодой человек свататься. Чацкий уклончиво отвечает. Фамусов объясняет, что перед тем, как свататься, нужно послужить и заработать денег и уважение. В пример он ставит своего покойного дядю, Максима Петровича, который ради того, чтобы выслужиться перед вышестоящими чинами, готов был унижаться и играть роль шута. По словам самого Чацкого, он готов служить, но “прислуживаться тошно”. Его вольные, бунтарские реплики возмущают Фамусова, про себя он клеймит его вольнодумцем. Слуга докладывает о приезде полковника Скалозуба, и Фамусов просит Чацкого в разговоре с военным держать свои бунтарские мнения при себе.
Рис. 4. София Фамусова. Художник Н. Кузьмин
Рис. 4. София Фамусова. Художник Н. Кузьмин
Входит Скалозуб, и у них с Фамусовым заводится разговор о службе и чинах. Скалозуб спокойно рассуждает о том, что его цель - стать генералом, а потом можно и жениться. Далее следует монолог Фамусова о нравах Москвы, о традициях и обществе столицы. За этим рассуждением следует высказывание Чацкого, в котором он осуждает и высмеивает многочисленные предрассудки московского общества. Не вынеся вольнодумных суждений своего гостя и боясь попасть из-за него в беду, Фамусов уходит, пригласив Скалозуба к себе в кабинет для продолжения беседы. В следующем явлении София лишается чувств, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади. Лиза Хлопочет вокруг барышни, а Скалозуб выходит посмотреть, как Молчалин себя чувствует. Чацкий и Лиза приводят Софью в чувство. Молчалин и Скалозуб входят, рука Молчалина перевязана. София, все еще взволнованная, не поблагодарив Чацкого и Лизу за помощь, объясняет, что всегда очень беспокоится, когда с другими происходят несчастья. Чацкий недовольный неблагодарностью девушки, выходит. София приглашает Скалозуба вечером на небольшой прием. Скалозуб откланивается. Лиза предостерегает молодых влюбленных об опасности быть раскрытыми. Софии до этого нет дела, а вот Молчалин не хочет огласки и пересудов. В итоге - Лиза убедила Софию ради приличия пойти любезничать с Чацким. Барышня уходит, а Молчалин пристает к Лизе, объясняет, что горничная очень ему нравится, зовет ее к себе. Лизе это неинтересно, неприятности ей не нужны.
Рис. 5. Репетилов. Художник Н. Кузьмин
Рис. 5. Репетилов. Художник Н. Кузьмин

Действие 3

Действие начинается с небольшого рассуждения Чацкого о том, кто более мил Софии - Молчалин или Скалозуб. Входит сама девушка, и герой снова расспрашивает ее о сердечных делах. София уклончиво отвечает, указывает Чацкому на его слишком уж резкий характер. Ей не нравится привычка молодого человека всех высмеивать и язвить. Девушка защищает Молчалина перед Чацким, перечисляя его многочисленные, по ее мнению, достоинства. Но Чацкий делает неправильный вывод из слов девушки, решив, что она насмехается над секретарем. Потом Лиза зовет барышню к парикмахеру. Далее входит Молчалин, они разговаривают с Чацким. В диалоге Молчалин говорит о том, что его главные идеалы - это “умеренность и аккуратность”. Из разговора с секретарем Чацкий делает окончательный вывод, что София не могла полюбить глупого и прислужливого Молчалина. Вечер. Множество знатных гостей прибывает на прием в дом Фамусова. Чацкий встречает Платона Михайловича, старого друга, который недавно женился на Наталии Дмитриевне. Платон Михайлович, отставной военный, очень сильно переменился после свадьбы. Бравый военный скучает в Москве, но не смеет отойти от жены. Чацкий поражен такой перемене. Дом наполняется гостями, которые ведут бессмысленные светские разговоры. К гостям выходит София, тут как тут уж Загорецкий. Он услужливо предоставляет девушке билет на спектакль, а потом отходит к мужчинам. Платон Михайлович представляет его Чацкому как плута и мошенника. Входит Хлестова. В беседе она хвастается Софии новой служанкой-арапкой, которую ей подарил Загорецкий. Появляется Фамусов, за ним Скалозуб и Молчалин. Фамусов представляет Скалозуба Хлестовой, потом оба уходят играть в карты, а Молчалин остается прислуживать Хлестовой. Чацкий снова высмеивает секретаря перед Софией, и она, разозлившись, пускает слух о сумасшествии Александра. Слух быстро распространяется в обществе, дойдя и до Загорецкого. Тот продолжает рассказывать эту небылицу всем, кто готов слушать. С его легкой руки слух обрастает все большими и большими подробностями.
Рис. 6. Загорецкий. Художник Н. Кузьмин
Рис. 6. Загорецкий. Художник Н. Кузьмин
Слух доходит до Хлестовой и Фамусова. Они приходят к выводу, что главная причина помешательства Чацкого - учение и книги. Появляется сам главный герой, растерянный и грустный. Софья спрашивает о причине такого его состояния, и Чацкий пускается в очередное пространное рассуждение о порочных нравах общества. Герой недоволен раболепным поклонением перед всем западным, бессмысленным копированием всего французского и немецкого. Под конец монолога его уже никто не слушает, все гости, свято уверовавшие в сумасшествие, сторонятся его.

Действие 4

Действие начинается с разъезда гостей. Кареты по одной подходят к крыльцу, слуга объявляет, чья подана. Появляется Чацкий, ожидающий свою карету. Рассуждает сам с собой о неискренности здешнего общества. Появляется Репетилов, старый приятель Чацкого. Он только вернулся из Аглицкого клуба - с тайного молодежного собрания, куда зовет и главного героя. Но Чацкий видит больше вреда, чем пользы в таких собраниях. Главному герою удается отвязаться от Репетилова и спрятаться в швейцарской. В переднюю спускаются многие гости, в том числе Загорецкий, Хлестова, Старая княгиня. Они убеждают и Репетилова в том, что Чацкий сошел с ума.
Рис. 7. Хлестова. Художник Н. Кузьмин
Рис. 7. Хлестова. Художник Н. Кузьмин
Все гости разъехались. Чацкий выходит из швейцарской, удивленный таким слухам о самом себе. Но снова прячется, когда слышит шум из комнаты Софии. Лиза зовет Молчалина к барышне. Тот снова пристает к Лизоньке, объясняя, что он оказывает Софии знаки внимания лишь из услужливости. Весь разговор слышат и София, и Чацкий. Девушка выгоняет Молчалина. Возмущенный Чацкий выходит на свет и винит Софию в неверности и глупости. Софья, в слезах, понимает, как была обманута. На шум прибегает Фамусов, окруженный толпою слуг. Он зол на дочь, которая смеет в тайне встречаться с мужчиной, зол на Чацкого, которому угрожает разбирательствами и общественным осуждением. Фамусов грозит дочери, что отправит ее в деревню. От него Чацкий узнает и о том, что слухи о его помешательстве пошли от Софии. Полностью осознав обман и предательство Софии, Чацкий понимает, что ему не место больше в Москве. Он обещает Фамусову больше не появляться в его доме, еще раз корит Софию за предательство их прежней дружбы и уезжает. В своем гениальном произведении Грибоедов высмеивает многочисленные пороки современного тому времени общества. Характеристика, данная писателем обществу, не устарела и по сей день. Заискивание перед чинами, слепое подражание всему иностранному, кумовство, к сожалению, все еще остаются актуальными проблемами. Аудио-версия краткого изложения пьесы “Горе от ума” из видео поможет вам еще лучше запомнить сюжет этого произведения.

Статьи по теме 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума 

Бал в доме Фамусова - анализ и роль эпизода в комедии "Горе от ума" 

"Мильон терзаний" - краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии "Горе от ума" 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Лиза - характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Сочинение на тему: "Чацкий: победитель или побежденный"