Кому на Руси жить хорошо, краткое содержание

История создания

Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Свою великую поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов написал в 60-х годах позапрошлого столетия. В ней он в стихотворной форме описал жизнь крестьян после долгожданной отмены крепостного права. Волнения по этому поводу к тому времени еще не стихли, поэтому произведение оказалось злободневным. Люди получили то, о чем много лет мечтали — свободу. Но получили ли они то, чего действительно хотели — счастье?

Автор «Кому на Руси жить хорошо» изначально задумал свое творение как книгу для простого народа, описание крестьянской жизни, изложенное кратко, но концентрированно. Сам же Некрасов счел это произведение вершиной своего творчества. Долгие годы Некрасов собирал материалы, писал книгу в жанре поэмы, тщательно выверял слова и боролся с цензурой.

Пролог в произведении

В прологе главные герои романа — семь временнообязанных крестьян — встречаются на перекрестке дорог и заводят спор о том, кто счастлив на Руси:

  • помещик;
  • чиновник;
  • поп;
  • купец;
  • боярин;
  • царь.

Автор формулирует предмет их спора так: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Некрасов, задавая этот краткий вопрос, создал афоризм, который оказывается актуальным и по сей день.

Сюжет в поэме Кому на Руси жить хорошо

Действие происходит в неизвестной губернии. Автор не уточняет место действия, тем самым говоря от имени всего народа. Проспорив до вечера, крестьяне выпивают водки и решают провести ночь в лесу. Спор не стихает, перерастая в драку.

От шума птенчик пеночки выпадает из гнезда, а один из мужиков, Пахом, ловит его. Держа птенца в руках, Пахом высказывает мысль, что если бы у него было достаточно еды, то он обошел всю Русь да нашел ответ на пресловутый вопрос. Внезапно пеночка за спасение птенчика обещает мужикам указать место, где спрятана скатерть-самобранка. Мужики отправляются в путь.

Встреча с попом

Главные герои поэме Кому на Руси жить хорошо

Странники видят повозку попа. Преградив ему путь, крестьяне рассказывают священнику о своем споре. Мужики соглашаются с попом, что под словом счастье они понимают «покой, богатство, честь». Немного подумав, поп честно отвечает им рассказом о том, как ему живется.

Крестьяне вынуждены признать, что упорное служение и сочувствие бедам крестьян не оставляют надежды на покой. Почет ему тоже неведом: острые шутки людей о нем и его семье преследуют его на каждом шагу. А богатство попа напрямую зависит от богатства людей. Мужики признают, что жизнь попа не так уж сладка, и продолжают путь.

Сельская ярмарка

Содержание поэмы Кому на Руси жить хорошо

Странники попадают в село Кузьминское, торговое, а потому достаточно богатое. В этом грязном месте есть гостиница, брошенное училище, больница и магазины. Но больше всего в селе питейных заведений.

Старик Вавила пропил деньги, на которые хотел купить внучке обувь. И хотя все вокруг сочувствуют ему, помочь не могут — у самих денег нет. К счастью, именно эта история заканчивается хорошо: башмачки для внучки Вавилы купил случайный добрый человек, Павлуша Веретенников, прозванный «барином». Старообрядка жалуется, что женщины слишком уж разоделись, а это плохая примета. Книготорговец продает глупые книги и портреты важных генералов. К концу дня все вокруг напились. У странников создается впечатление, что «все село шатается» вместе с церковью и колокольней.

Пьяная ночь

Странники отправляются дальше по широкой дороге и слышат обрывки разговоров пьяных сельчан: о взятках, о чиновниках, о хмельной любви. «Барин» Павел Веретенников общается с крестьянами и записывает пословицы и песенки в таблицу. Он говорит, что ему «обидно поглядеть», как умные русские люди напиваются и валятся в канавы. В спор с ним вступают крестьяне, утверждая, что без водки не вынести жизненных тягот и бед.

Анализ произведения Кому на Руси жить хорошо

Один из них, Яким Голый, старик, живший некогда в Петербурге. Он затеял судебную тяжбу с барином, угодил в тюрьму, а после вынужден был стать пахарем. Он покупал для сына лубяные картинки, развесил на стенах своей избы и любовался. А когда случился пожар, Яким бросился в избу и спасать стал в первую очередь любимые картинки, а не деньги, накопленные за всю жизнь. За оплавленные 35 целковых ему предлагают теперь только 11 рублей.

Наши странники слушают истории деревенских мужиков, а затем, оставив Романа за караульного около ведра водки, смешиваются с толпой, чтобы найти в ней счастливого человека.

Есть ли счастливые

Шесть крестьян, гуляя в толпе, предлагают выпить водки тому, кто назовет себя счастливым. Трезвые люди смеются над таким вопросом. А пьяные за водку готовы рассказать, чем они счастливы:

  1. Дьячок говорит, что счастлив, рассыпается благодарностями перед крестьянами за выпивку, которую они подают. Сам тем самым выписывает себе характеристику пьяницы.
  2. Солдат счастлив, что остался жив.
  3. Дворовый человек счастлив тем, что болезнь у него — подагра, как у дворянина.
  4. Белорус счастлив, что может досыта поесть хлеба.
  5. Мужик счастлив, что выжил в схватке с медведем.
  6. Нищие счастливы от подаяния.

Когда ведро водки почти на исходе, кто-то в толпе советует им спросить Ермилу Гирина. Его история удивительна: за долги он был вынужден продавать мельницу, но простые люди принесли деньги и помогли ему выкупить мельницу. А на следующий день он рассчитался с долгами. Доверие крестьян он заслужил тем, что будучи бурмистром, был честен и взяток не брал. Но вряд ли его можно назвать счастливым: во время крестьянского бунта его поймали и посадили в острог.

Помещик и «Последыш»

История создания произведения

Продолжая путь, странники встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Он с грустью рассказывает о том, как в былые времена ему хорошо жилось: крестьяне его любили, а он одаривал их подарками. Он вспоминает о роскошной барской жизни: музыканты, охотники, леса, поля и деревни были в его распоряжении. А теперь у него всё отняли, и он должен кормить себя сам. Помещик плачет.

Последышем крестьяне прозвали барина, князя Утятина. Он не смог принять весть об отмене крепостного права и сделал вид, что ничего не изменилось. А его окружение, семья и слуги, подыгрывают ему. Только Агап Петров не смог склониться перед барином, и умер от разрыва сердца. Последыш произносит горячую речь о пользе крепостного права, а затем умирает. Крестьяне деревни Вахлаки радуются, но рано: суд еще не закончился, а до тех пор они не могут получить свои земли.

Следует отметить, что критики современного автору мира и нынешние исследователи творчества Некрасова считают главу «Последыш» самой сильной и талантливо написанной в поэме,

Глава «Крестьянка»

Местные крестьяне зовут счастливицей Матрену Корчагину и странники отправляются к ней, чтобы узнать, почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей. Как видно из оглавления, Матрене посвящена третья часть произведения.

Автор поэмы Кому на Руси жить хорошо

Крестьянка предстает перед ними в образе красивой и трудолюбивой женщины, которая в 38 лет зовет себя старухой. После свадьбы у нее началась обычная крестьянская жизнь, полная печалей. Кажется, что список ее невзгод бесконечен:

  • Муж ее уехал на заработки и оставил ее со своей семьей, где она нелюбима.
  • По недосмотру свиньи сожрали ее маленького сына.
  • За другого ребенка она понесла наказание розгами.
  • Однажды, будучи беременной, она пошла на прием к губернаторше и просила не отправлять ее мужа в армию. И там же в губернаторской приемной родила.

После последнего случая губернаторша помогла ей и оставила мужа в селе, за что Матрену и прозвали счастливицей. Сама Матрена уверена, что среди женщин счастливых не найти.

Пир в селе Вахлачина

Пролог Кому на Руси жить хорошо

У села Вахлачина странники попадают на роскошный пир, который закатили крестьяне в честь смерти Последыша. Семеро мужиков слушают песни крестьян. В веселой песне поется о бесправной жизни крестьян. Барщинная песнь повествует о том, что у крестьян почти не остается времени работать на себя.

Песня про холопа рассказывает историю Якова Верного, который честно служил барину с отнявшимися ногами. Но когда его брат надумал жениться на красавице крестьянке, барин отправил того на службу в армию. Яков не смог простить барина и отомстил: завез его в лес и повесился над ним. В песне о двух великих грешниках поется о том, как бандит Кудеяр раскаялся и решил искупить вину. В качестве епитимьи он несколько лет пытался ножом спилить дуб. Однако дуб упал лишь после того, как Кудеяр в порыве гнева убил жестокого пана Глуховского.

Песня о «крестьянском грехе» — это история о предательстве. После смерти одного адмирала, желавшего дать вольную 8 тысячам своим крестьянам, староста разорвал завещание, прельстившись деньгами. В голодной и соленой песне поется о том, как крестьяне мечтают о еде и соли.

Эпилог в произведении

Сын дьячка, Гриша Добросклонов, умный и неунывающий парень, говорит о том, что хочет посвятить свою жизнь счастью народа, чтобы крестьянам хорошо жилось на Руси. Это самое светлое действующее лицо в произведении. Он поет песню о тяжелой жизни бурлака и сочиняет бравую песню «Русь». Мужики считают, что Гриша — не тот персонаж, что они ищут. Решив, что тот проживет честную и бесславную жизнь, они уходят. А если бы знали, что творится в Гришиной груди, то поняли, что встретили по-настоящему счастливого человека, нашедшего смысл жизни. И в этом состоит идея произведения: счастье возможно при служении людям.

Полезно для читателя

И для тех, кто знакомится с произведением впервые, и тем, кто решил освежить его в памяти, наверняка будет интересно и полезно узнать следующее:

Мнение читателей о произведении Некрасова

  • Изначально автор планировал написать 8 глав, но успел закончить только 4. Болезнь послужила причиной сокращения поэмы. Некрасов горестно сожалел, что ему не удалось закончить свой труд в том виде, в каком он его задумал. Тем не менее поэма производит впечатление целостного произведения, хотя до сих пор нет единого мнения о том, каким должно было быть примерное расположение ее глав.
  • Несмотря на то что Некрасов четко обозначил, что написанное им является именно поэмой, некоторые исследователи считают, что это скорее большое стихотворение. Это связано с тем, что до нас дошли лишь завершенные куски. Они были составлены учеными, которые после анализа дошедшего материала, сложили их в определенной последовательности. Она, с их точки зрения, смогла отразить наиболее вероятный сюжет. К тому же автор не оставил никакой аннотации к этому произведению.

Можно сделать вывод, что проблемы, поднимаемые в этой повести, актуальны и сегодня: пьянство, положение женщины в обществе, безволие и неустроенность людского рода. Цитата «кому живется весело, вольготно на Руси» стала фразеологизмом. Поэма-эпопея оказала огромное влияние на русскую литературу.