Герои рассказа

Произведение построено по системе рассказа в рассказе. Повествование ведется от лица Ивана Иваныча, пожилого ветеринара, который знакомит читателя с историей своего младшего брата – Николая.

Как раз Николай становится центральным персонажем произведения. Он работал на мелкой должности в казенной палата и всю свою жизнь мечтал купить поместье, поэтому . Но когда мечта сбылась, характер Николая сильно изменился.

Также в «Крыжовнике» встречаются еще два других героя: друг рассказчика Буркин (школьный учитель) и Павел Константинович – небогатый помещик, который принимал у себя в гостях рассказчика и его друга.

Краткий пересказ «Крыжовника»

Действие начинается с прогулки двух мужчин – Ивана Иваныча и его друга Буркина. Их застала непогода, поэтому они решили зайти к своему знакомому помещику Павлу Константиновичу. Тот радушно принял гостей, и, когда мужчины сели пить чай с вареньем, Иван Иваныч начал рассказывать историю, которую уже давно обещал своему другу.

История эта была про его младшего брата – Николая. Он 19 лет уже как работал мелким чиновником и очень устал от городской жизни. Так у него появилась мечта о большом поместье, с котором будет расти крыжовник, но брат его страсти не разделял – он считал, что одному человеку много земли без надобности.

Но Николай твердо решил воплотить мечту в жизнь. Годами он копил деньги, отказывая себе в необходимом – нормальной еде и одежде. Жизнь проходила мимо, а Николай и сам оставался нищим, и жену лишил возможности хорошо питаться. Организм ее не выдержал и через несколько лет она умерла.

Николай не посчитал, что он виновен в смерти супруги. Однако после того, как он остался один, у него наконец появилась возможность купить участок. Он приобрел большое поместье с барским домом, но никакого крыжовника или сада там не было. Николай не расстроился и высадил кусты сам.

В продолжении краткого рассказа «Крыжовник» рассказчик упомянул о том, как приехал проведать брата и не узнал его. Став помещиком, Николай сильно изменился. Он уже не был добрым и кротким: помещик располнел, обрюзг и стал очень высокого о себе мнения. Николай стал рассуждать о том, как следует жить народу, требовал крестьян называть его только «ваше благородие» и даже стал считать себя дворянином, несмотря на то, что был далеко не благородного происхождения.

Иван Иваныч рассказал и об отношении своего брата к крыжовнику. Он был воплощением его большой, но ограниченной мечты. Поэтому Николай восторгался каждой съеденной ягодкой, пусть крыжовник и был кислым и невкусным. Ему казалось, что в нем все прекрасно, ведь он сам достиг того, чтобы высадить кусты на собственном большом поместье.

Закончив повествование про своего брата, Иван Иваныч стал размышлять о счастье и о том, как оно может сгубить человека. Он рассказал Павлу Констановичу и Буркину о том, что достигший своих целей людей он видит ограниченными этими самыми достижениями. Иван Иваныч рассудил, что смысл жизни – это не быть счастливым от выполненных желаний, а делать добро, потому что только тогда человек имеет какое-то значение.

Павел Константинович и Буркин не поняли морали, которую пытался донести до них рассказчик. Им было скучно, и они с большим удовольствием послушали бы историю о красивых женщинах, а не о престарелом обрюзгшем помещике. Мужчины еще долго сидели в молчании, а потом отправились спать. Непогода за окном продолжалась всю ночь.

Основная мысль произведения

А. П. Чехов в этом рассказе говорит о «футляре» помещиков, в котором те живут свою жизнь. Причем это касается не только Николая, исполнившего свою мечту и зазнавшегося. В конце становится понятно, что в таком же «футляре» живут и Павел Константинович, и Буркин: проблемы морали их не волнуют, а вместо того, чтобы думать о своем предназначении в жизни, они предпочитают просто получать удовольствие от того, что у них есть.

В кратком содержании «Крыжовника» Чехова мы можем понять вывод, который сделал Иван Иваныч: счастливые люди живут в своем «футляре», из которого им проще и приятнее не выглядывать. А до того, как они этого счастья достигнут, они только тем и занимаются, что ищут пути к нему, в то время как жизнь проходит мимо.