Рассказ Евгения Носова «Кукла»

Краткое содержание

Когда-то автор любил наведываться под Липино, в деревню на берегу живописной реки Сейм. Там находился большой и глубокий омут, в котором рыбачил только старый перевозчик Акимыч. Коротая летние ночи в шалаше, рассказчик не раз беседовал со стариком и узнал, что они, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, оба участвовали в «Багратионе», брали одни и те же города. Даже в госпитали попали в одном и том же месяце, только автор оказался в Серпухове, а он — в Угличе.

Акимыч был тяжело ранен, контужен. Теперь, спустя годы, когда волновался, он не мог и слова вымолвить, словно его язык каменел, и он только таращился на собеседника и вытягивал губы трубочкой несколько минут.

Акимыч был тяжело ранен

Потом автор не стал ездить в те места, но спустя годы снова довелось побывать под Липино. Он не узнал реки: русло сузилось и заросло травой, а знаменитый омут совсем замелел. Акимыч теперь работал сторожем в новой школе. Однажды рассказчик встретил его, идущего куда-то с лопатой на плече.

Встретив старого друга, Акимыч не смог с ним поздороваться: судя по всему, до этого его что-то вывело из себя, поэтому его губы задеревенели. Вместе с ним рассказчик пошёл по дороге от школьной ограды.

Они дошли до грязного придорожного кювета, в котором валялась изуродованная кукла. Она была большая и похожая на ребёнка. Руки были раскинуты в стороны, волосы обожжены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. Платье было снято, а голубенькие трусики сдёрнуты до башмаков, и место, которое ими прежде прикрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

Рассказчик был шокирован этим зрелищем. А Акимыч сокрушался: ему было больно видеть, что люди могут так издеваться над куклой. Она вроде и не живая, а всё же на человека похожая. Причём это был не первый случай: он ездил в район, в область, иногда натыкаясь на валяющихся под забором или в мусорной куче тряпичных или резиновых кукол, которых могли порвать, сломать, оторвать голову. Он не мог смотреть на это и из-за военного прошлого: насмотрелся на фронте на мёртвые тела.

Но больше всего его поражало, что мимо проходили люди — и не обращали внимания. Даже учителя, шедшие из школы: а ведь чему они могут научить детей, если их душа глуха. Акимыч вырыл лопатой могилку, устлал яму сеном, поправил на кукле трусики и бережно похоронил её, как ребёнка. После этого он кратко вздохнул и с болью произнёс: «Всего не закопать…»

План для пересказа

Это довольно короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Но для удобства текст можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Пишут план для пересказа

  1. Живописный речной пейзаж в прежние времена.
  2. Рыбалка в Липином омуте.
  3. Военное прошлое и контузия Акимыча.
  4. Река через несколько лет.
  5. Новая встреча с Акимычем.
  6. Изуродованная кукла.
  7. «Похороны».

Пересказ позволяет лучше понять идею произведения.

Образы персонажей

В произведении два главных героя. Их описание и характеристика:

Евгений Иванович Носов

  1. Акимыч — пожилой мужчина, работавший перевозчиком на реке, после — ставший школьным сторожем. Увлекается рыбалкой. В войну он участвовал во многих громких сражениях, но получил контузию, последствия которой остались с ним на всю жизнь: теперь в период сильного волнения или стресса он на несколько минут утрачивает способность говорить. Именно это и случается с ним, когда он видит изуродованную куклу. Война оставила неизгладимый след и в его душе, научила ценить жизнь и всё, что с ней связано: природу, человеческие взаимоотношения, окружающий мир. Поэтому для него так больно видеть картину куклы, над которой цинично надругались. Он очень человечный, искренний, неравнодушный, но таких людей, как он, очень мало.
  2. Рассказчик — образ, который списан с самого автора произведения, Евгения Ивановича Носова. Акимыч в рассказе обращается к нему «Иваныч». Сам писатель ушёл на войну в восемнадцать лет, служил в противотанковой бригаде, получил серьёзное ранение. В произведении говорится, что они с Акимычем имеют общее военное прошлое: вместе участвовали в «Багратионе», ликвидировали Бобруйский и Минский котлы, брали польские и белорусские города. Он дорожит дружбой с Акимычем, умеет восхищаться красотой природы, также любит рыбачить. Когда старик приводит его к кукле, он тоже поражается жестокости людей.

Повествование в произведении ведётся от первого лица: рассказчик описывает историю Акимыча и события, свидетелем которых он стал.

Жанр и композиция

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм.

Композиция рассказа «Кукла» строится вокруг развития и трансформации образа главного героя. Писатель применяет различные композиционные приёмы, которые помогают подвести все мысли и эмоции к финалу произведения. Кульминацией является описание изуродованной куклы, которое не может не затронуть читателя.

По смыслу произведение можно разделить на две части:

  • описание пейзажа реки;
  • встреча с Акимычем.

Живописная картина природы

Автор начинает историю с «разгонного» описания живописной картины природы, знакомя читателей с местами, в которых будут разворачиваться события. Он использует приём ретроспекции, рассказывая о прошлом. Вторая половина текста происходит в настоящем.

Два основных образа — реки и куклы — перекликаются между собой. Они показывают, что время делает с природой и людьми, как меняет их, причём порой — далеко не в лучшую сторону.

Темы и проблематика

Читая «Куклу» Носова, невозможно не задумываться о многих нравственных, моральных и социальных вопросах. В произведении затронуты такие темы, как:

Поломанная кукла

  1. Жестокость современных людей. Новое поколение ожесточается, теряя сострадание к другим. Глядя на куклу, герои понимают, что это неслучайно поломанная ребёнком игрушка. Над ней цинично глумились уже далеко не дети.
  2. Равнодушие. Есть что-то трагическое в виде сломанной или изуродованной куклы, подобной человеку. А если люди так равнодушны к этому зрелищу, равнодушие прочно поселилось в их сердцах, и со временем они будут так же относиться и к более серьёзному горю. Неслучайно писатель Николай Лесков писал: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Главный герой сокрушается, что мимо спокойно проходят парочки, молодые мамы, подростки, даже учителя, которые должны учить детей доброму. Многие привыкли к плохому и не видят, как сами совершают плохое. Дети от них того же набираются. Но Акимыч и рассказчик, видевшие ужасы на войне, не могут оставаться безучастными.
  3. Сочувствие и сострадание. Герой болезненно воспринимает случай с куклой, потому что для него она — не просто неодушевлённый предмет, она — лицо войны, детство, искалеченное войной, мёртвые тела на фронте. В военные годы он слишком хорошо понял, как важно ценить жизнь, сочувствовать и сострадать.
  4. Война. В рассказах Евгения Носова эта тема затрагивается часто, хотя и фрагментарно, мельком. Воспоминание военного прошлого героя занимает всего несколько строк, но его отголоски — и в его контузии, и в его взглядах на жизнь. Его ужасает, что и в мирное время в людях сохраняется жестокость, но — бессмысленная, что гораздо хуже, чем во время боевых сражений.
  5. Неумолимое течение времени. Меняется пейзаж реки, меняются люди и их отношение к жизни.

В произведении поднимаются такие проблемы, как отношение к природе, к людям, к жизни вокруг, правильное воспитание детей.

Главные мысли

Смысл рассказа отражён в эмоциональном монологе Акимыча, в который писатель вложил свою собственную позицию. Простым языком, но идущими от души словами герой высказывает всё, что чувствует. Из-за сильного волнения в его поведении проявляются отголоски контузии. Автор неслучайно добавляет своему персонажу эту черту: с её помощью он подчёркивает, насколько небезразлично для героя происходящее. В читательский дневник можно выписать некоторые цитаты из его монолога, являщиеся главными мыслями произведения:

Акимыч похоронил куклу

  1. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».
  2. «Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий».
  3. «Чему же ты научишь, какой красоте, если какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»

Но в конце, похоронив куклу, Акимыч произносит ещё одну фразу: «Всего не закопать…», смысл которой тоже очень важен. Можно похоронить одну куклу, но не закопать всего того зла, которое совершают люди повсюду из-за своего равнодушия и бессмысленной жестокости.

Интересно, что изначально автор хотел назвать своё произведение «Акимыч», но впоследствии изменил его, делая акцент на кукле и на плохих поступках людей, жертвой которых она стала, тогда как сам Акимыч — всего лишь наблюдатель этой неприятной и в чём-то даже трагической ситуации.

Во многом творчество Е. И. Носова перекликается с произведениями другого известного писателя, А. П. Платонова, и имеет главную мысль: нельзя оставаться равнодушным к жестокости, особенно если безнравственные поступки совершаются детьми или молодым поколением.