Белый пудель жанр

История создания рассказа

А.И. Куприн очень любил Крым, и почти каждый год он ездил туда с семьей. Когда они отдыхали в Мисхоре, к ним на дачу часто заходили бродячие артисты. Однажды появилась интересная компания: дед с шарманкой на плечах, подросток Сережа и дрессированный пудель. Как только слышался звук шарманки, с соседних дач сбегались зрители: наемные строители, маленькие ребятишки с няньками и родителями.

Анализ рассказа Белый пудель Куприна

После концерта старик получал заработанные ими деньги, а Александр Иванович звал труппу к столу. Они обычно отказывались садиться вместе со всеми и уходили со своими мисками на берег и там под деревьями трапезничали. Писатель пробовал разговориться с музыкантами, но старик был не очень разговорчивым, зато мальчик охотно делился впечатлениями об увиденном. Он рассказал Куприну, как один раз его пригласили в настоящий цирк, где выступали акробаты. С тех пор он заболел цирком и тоже мечтал стать акробатом.

Еще он рассказал историю об одной богатой барыне, которая настоятельно требовала продать ей собаку для сына. Но они не могли расстаться со своим другом и побыстрее ушли из того города, чтобы, не дай бог, их не обвинили в воровстве или еще в чем-нибудь. Именно эта версия, основанная на реальных событиях, послужила сюжетом, по которому Куприн написал в 1903 году свой рассказ «Белый пудель», раскрыв в нем 2 важные темы: социальной несправедливости и любви к животным.

Краткое содержание произведения

Начало знакомит читателя с главными героями «Белого пуделя», бродячими артистами, которые бредут от одного дачного поселка к другому в поисках заработка. Впереди всех бежал небольшой белый пудель по кличке Арто, за ним шел двенадцатилетний мальчик Сергей с ковриком под мышкой и клеткой со щеглом в руке. Позади них, едва передвигая уставшие ноги, плелся старик Лодыжкин со старой, давно потерявшей товарный вид шарманкой. Эти трое были как одно целое: их связывала работа, в отдельности они были никому не нужны, но нужны были друг другу.

Завязка сюжета

Лодыжкину эти места были давно знакомы, и он шел, не обращая внимания на окружающую его природу. Сергею же, который был первый раз в Крыму, все было в новинку:

  • и море, мелькавшее между диковинными деревьями;
  • и заброшенный графский парк с его цветниками и яркими клумбами;
  • и поющие в траве цикады.

Главные герои в рассказе Белый пудель

День стоял жаркий. Щедрое южное солнце раскалило землю, и она жгла босые ноги. То и дело встречались богатые дачи, но их хозяева чаще всего прогоняли бродячих артистов или обманывали несчастных, рассчитываясь ненастоящими деньгами. Правда, иногда все же платили, но так мало, что едва хватало на ночлег и скромный ужин. Однажды труппа артистов увидела дачу «Дружба», название предполагало удачу, и он подошли к балкону. Вначале на террасе появился орущий на все лады мальчик лет десяти. За ним бежала и старалась успокоить нянька.

Похищение собаки

При виде представления Трилли (так звали богатого мальчика) успокоился, а когда артисты собрались уходить, неожиданно заорал, что хочет эту собаку себе. Родители стали просить дедушку и Сережу продать собачку, но они отказались: ведь это был их друг. Тогда богатая барыня, разозлившись, не дала им ничего и велела прогнать со двора. Но на этом она не успокоилась и послала дворника выкрасть Арто.

Автор рассказа Белый пудель

Дворник забрал собаку, пока дедушка и мальчик спали. Утром их горю не было предела. Они везде искали своего любимца, но Артоши нигде не было. На следующую ночь Сережа перебрался через забор той самой дачи, пытаясь найти место, где держали собаку.

Спасение и развязка

Он понимал, что в дом такие люди Арто не пустят, и искал его во дворе. Вдруг послышался «тонкий, словно стонущий визг», и мальчик позвал его. Услышав знакомый и родной голос, пес перегрыз веревку и прибежал к своему маленькому хозяину. Когда они убегали, то слышали, что за ними гонятся, и припустили что есть духу. От погони удалось уйти, и друзья снова были вместе.

Последний фрагмент книги Куприна самый трогательный: обрадованный песик облизывает лицо Лодыжкина, а тот, спросонья хотел спросить о случившемся, но видит, что мальчик уже сладко спит, «разметав в сторону руки». Основная мысль рассказа — дружбу не купишь за деньги.

Роль контраста в изображении героев

Краткое содержание рассказа Куприна Белый пудель

Анализ рассказа Куприна «Белый пудель» можно полностью построить на контрасте, противопоставлении резко выраженных черт характера, качеств и свойств личности и даже картин природы. В центре повествования — конфликт между богатой барыней и труппой бродячих артистов. Для первой пудель Арто является просто вещью, которую можно купить. Для Лодыжкина и Сергея — это друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

Произведение делится на 6 глав, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Для удобства анализа можно вместе с детьми их озаглавить. Эти заголовки и будут планом для записи в читательский дневник:

  • Знакомство с героями.
  • В поисках заработка.
  • Представление артистов и каприз Трилли.
  • Предложение о продаже пуделя и отказ.
  • Кража Арто.
  • Спасение друга.

Отзывы читателей о рассказе Белый пудель

Сцена похищения пуделя разделяет рассказ на 2 части. В первой герои в предвкушении заработка, они понимают и любят друг друга. Вторая часть наполнена страхом, тревогой и безысходностью: «с тоской подумал Сергей», «безнадежней становились его мысли», «подчиняясь одному чувству страха». При создании пейзажа автор использует контраст света и тени, цветовых зарисовок. Когда они идут по дороге мимо дач, описывается солнечный день, ярко-зеленая трава, синий цвет моря, цветущие магнолии и т. д.

На странице описания ночного проникновения мальчика на дачу автор использует мрачные краски: «черный силуэт», «темные кусты», синий лес вдали и т. д. А. И. Куприн противопоставляет 2 мира не только по социальному положению, но и по нравственной наполненности. К примеру, барыня, потворствуя капризам своего ребенка, совершенно не думает о чувствах других людей, когда просит продать Артошку (а потом приказывает украсть).

Бедный старик Лодыжкин даже к шарманке относится, как к живому существу: «гладил её по резному боку и шептал ласково». И если сын барыни Трилли изнежен и неуклюж в своих действиях, то Сережа у Куприна описан не только ловким и сильным, но умным и рассудительным, умеющим видеть красоту природы: «он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав». Он высоко ценит то, что у него есть: «Дай-ка я тебя от пыли очищу, совсем ты у меня раскис, дедушка».

Отзывы читателей

«Белого пуделя» по жанру относят к рассказу, но по охвату событий и характеров я бы причислила его к повести. С Куприным не очень знакома, читала только «Олесю». Когда изучали в школе рассказ, мне больше всего запомнился отрывок, где бродячим артистам подают дырявый гривенник. Сейчас я понимаю, почему: в этом эпизоде очень сильно выражена обида и обман надежд людей, загнанных в угол бедностью.

И еще хочу отметить одну деталь. Сейчас учителя на уроках мало читают детям вслух, отсюда — нежелание читать самому. У нас учитель Захар Леонидович всегда читал вслух, пусть не все произведение, но это запоминалось и оставалось в душе. В четвертом классе мы умели составлять план пересказа текста и выписывать из произведения понравившиеся цитаты.

Вероника, 43 года.

В рассказе Куприна «Белый пудель» стоит проблема маленького человека, только немного в другом разрезе, чем у Пушкина и Гоголя. Здесь Лодыжкин тоже задавлен бедностью и унижен до крайности, но он умеет дружить и любить. Они с Сережей поддерживают друг друга, и этим сильны. Их общая искренняя любовь к пуделю Артошке воспитывает их обоих. Когда мальчик возвращает украденного барыней их любимца, дедушка не просто радуется встрече. Он упрекает себя в том, что проявил вначале страх и слабость, и гордится поступком Сергея.

Валентина, 37 лет.

А.И. Куприн был крупной и колоритной фигурой в русской литературе. Помню, когда прочитала его повесть «Олеся», плакала целый день: такая сильная вещь. А первое знакомство с этим писателем у меня состоялось в детстве, при изучении рассказа «Белый пудель». Главный смысл, думаю, в том, что друзей нельзя продать ни за какие деньги. И еще здесь есть проблема воспитания. Изнеженный богатый мальчик привык, чтобы родители выполняли его любую прихоть. Назидательный вопрос поставил старик Лодыжкин: «Что же будет, когда он попросит луну?»

Любовь, 32 года.
>