На всякого мудреца довольно простоты

Создание комедии и премьера

Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.

Александр Островский

Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.

Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.

Развитие действия в пьесе

Главным персонажем и двигателем сюжета является Егор Дмитриевич Глумов, небогатый московский дворянин, снимающий со своей матушкой скромные апартаменты и мечтающий занять достойное место в обществе. В творчестве А. Н. Островского это единственный герой, который вполне осознанно выбирает философию цинизма ради достижения поставленных перед собой целей. Носитель говорящей фамилии (глум — старорусское «издевательство, насмешка, оскорбительная шутка») он желает получить от жизни «тёплое место да богатую невесту», воспользовавшись слабостями своих покровителей.

Завязка интриги

Начинается комедия с откровенного признания героя в том, какие средства для построения карьеры и собственного будущего он решил выбрать. Оглядывая людей, имеющих возможности оказать в этом поддержку, юноша невысоко оценивает их умственные способности и личные качества, но надеется лестью и подобострастием получить желаемое.

Высшее общество

В его планах:

  • добиться признания в московском свете;
  • составить хорошую партию с богатой невестой (на примете уже есть племянница Турусиной);
  • сделать карьеру.

По мнению самого Глумова, для этого вполне достаточно, что он «умён, зол и завистлив». Эти три качества в сочетании с «мёдом на устах» обязаны привести его к успеху во всех начинаниях.

Говоря о сильных мира сего, он пребывает в убеждении, что «им надобно льстить, грубо и беспардонно». Конечно, для этого необходимо себя переломить, поступиться гордостью и чувством собственного достоинства, но результат, уж если браться за дело всерьёз, окупит любые нравственные переживания. А мысли о собственном превосходстве и ничтожестве тех, перед кем ему предстоит пресмыкаться, молодой человек решает доверять дневнику. Туда Егор Дмитрич собирается изливать всю жёлчь и критические мысли о характерах своих высокопоставленных знакомых.

Три визита в наёмную квартиру Глумовых раскрывают планы молодого человека и показывают, как конкретно он собирается вести свои дела.

В течение часа в доме побывали:

Манефа

  1. Жорж Курчаев, гусарский офицер, весёлый и простоватый малый, со своим приятелем Голутвиным, неудачником-журналистом на вольных хлебах.
  2. Нил Федосеич Мамаев, богатый московский барин, любитель поучать, приходящийся дальней роднёй и Глумову, и Курчаеву.
  3. Манефа, гадалка и прорицательница, которой Егор Дмитрич выдаёт 15 рублей на чай и кофе, с далекоидущими планами.

Первые двое зашли поделиться сплетнями, поболтать, а попутно попросить Глумова об одолжении: «дать стихов» Голутвину для учинения им небольшого литературного скандала в обществе, с тем чтобы составить себе имя. В ходе разговора Егор узнаёт, что дядюшка их имеет блажь болтать и нравоучительствовать, а супруга его Клеопатра Львовна весьма заинтересовалась Глумовым, заметив его как-то в театре. Находясь в лёгком подпитии, гусар-шутник рисует на дядю карикатуру, сопровождая её забавной подписью, да и забывает своё произведение на столе.

Едва появляется в дверях Мамаев, Глумов совершенно меняется. Вместо уверенного в себе и небрежного в общении дворянина, обнаруживается вдруг глуповато-заискивающее, неловкое и недалёкое создание, ищущее в жизни лишь одного: кто бы помог ему советом и направил на истинный путь, кто бы научил уму-разуму.

И в роли этой он так хорош и убедителен, что Мамаев сразу проникается к молодому человеку симпатией, и хоть не любит своей бедной родни, но приглашает его гостить завтра же.

Тут и появляется курчаевский рисунок, полуслучайно упомянутый в разговоре матерью Глумова. Один племянник компрометирует другого и оказывается в прямом выигрыше. Курчаеву отказано от дома, а в жизни Глумова сделан первый шаг на пути к заветным целям.

Комедия На всякого мудреца довольно простоты

Взлёт главного героя

Следующее действие происходит в доме Мамаева, где хозяин и его гость, очень важный господин Крутицкий, беседуют о современных нравах и реформах, происходящих в обществе. Старики не принимают изменений, а у Крутицкого готов уже и целый проект о бесполезности всяческих новшеств, написанный слогом великого Ломоносова. Жаль только, что стиль этот нынче устарел, и не может быть в таком виде опубликован. Нил Федосеич тотчас же рекомендует ему в качестве помощника Глумова, который может изложить эти идеи хорошим современным языком.

Беседуют о Егоре Дмитриче и его матушка с Клеопатрой Львовной Мамаевой. Последняя, не скрывая своих симпатий, обещает поспособствовать молодому родственнику занять достойное положение, для чего знакомит его с Иваном Ивановичем Городулиным богатым барином, придерживающимся либеральных взглядов.

Замечательно при этом поведение самого Глумова, который для каждого из персонажей надевает на себя новую маску:

Глумов

  • с Мамаевым он послушный и почтительный бедный родственник, ловящий каждое слово своего благодетеля;
  • с супругой его — влюблённый восторженный поклонник, пылкий и страстный, умеющий ухаживать и говорить комплименты;
  • с Крутицким — сторонник патриархальных идей, полностью разделяющий мнение «о вреде реформ вообще»;
  • с Городулиным — носитель передовых взглядов, речистый прогрессист, готовый в пух и прах разнести проект ретрограда Крутицкого, который сам же и редактировал.

Но главной целью этого маскарада является создание о себе выгодного впечатления в глазах видной московской барыни Софьи Игнатьевны Турусиной, у которой живёт племянница Машенька, завидная невеста и перспективная наследница крупного состояния своей вдовствующей тётушки.

В погоне за приданым

Дом Турусиной — яркий образчик московского быта. Сама хозяйка из купеческого сословия, удачно выйдя замуж, получила дворянские привилегии, но по воспитанию как была купеческой дочкой, так и осталась. Суеверная и богомольная она наводнила дом приживалками, которые развлекают её сплетнями и рассказами о всяких чудесах и проявлениях божественного. Потому так велико в этом доме значение подкупленной Глумовым Манефы, которой являются видения и которая откровенно спекулирует на вере барыни во всё сверхъестественное.

Клеопатра Львовна

Глумов заранее готовит почву для своего появления в качестве жениха, создавая о себе положительное суждение через Манефу и подкупленных матерью приживалок. К тому же, играя на самомнении Крутицкого, просит того замолвить словечко перед Турусиной и быть посаженым отцом на свадьбе. Хитреца не смущает тот факт, что известие о его будущем браке становится сразу же известно Клеопатре Львовне, которая тотчас же стремится выяснить отношения. Дабы не огорчить её раньше времени, он прилагает все усилия, чтобы разубедить женщину в каких бы то ни было чувствах к Машеньке.

Тем временем Турусиной все знакомые в один голос расписывают прекрасного малого, добродушного и многообещающего молодого человека, достойного жениха для её воспитанницы. А усилиями Манефы, которая обронила в разговоре: «Вижу, едет Егор из далёких гор», — совпадение имён (Егор, Дмитрия Глумова сынок) становится верной приметой. Сама же невеста готова выйти за кого угодно, лишь бы побыстрее освободиться от вечной опеки тётки, вырваться из дома, полного подглядывающих старух, и зажить, как говорится, свободно.

Всё складывается для Глумова как нельзя лучше. Если бы не дневник, в который он так щепетильно заносил свои мысли об окружающих и суммы расходов на приобретение нужного имиджа в их глазах.

Неожиданная развязка

Очередная встреча с Мамаевой, во время которой вновь происходит выяснение отношений, внезапно прерывается визитом Голутвина. Глумов просит Клеопатру Львовну скрыться в комнате, а сам встречает незваного гостя. Тот объявляет ему, что, заинтересовавшись столь быстрыми успехами Егора Дмитриевича в обществе, провёл собственное журналистское расследование, понял его методы и готов вывести афериста на чистую воду. Он откровенно шантажирует Глумова, требует деньги за молчание, но Егор осаживает наглеца, зная, что разговор слышит Клеопатра Львовна. В нём борются противоречивые чувства, но склоняется юноша к тому, что придётся заплатить выкуп.

Спектакль На всякого мудреца довольно простоты

Мамаева же обнаруживает дневник и незаметно исчезает с ним. Заключительная сцена перекликается с классикой драматического русского театра «Ревизором» и «Горем от ума».

Персонажи зачитывают друг другу выдержки из книги Глумова с характеристиками на каждого из них, а заключительный монолог героя напрямую отсылает зрителя к прощанию Чацкого с Москвой. Так же как у Гоголя персонажи пьесы отказываются читать точно подмеченные зарисовки о себе, и с большим удовольствием оглашают цитаты о других.

Однако общество в целом и люди уже изменились. Ни Мамаева, ни Городулин не оспаривают высказываний Егора Дмитрича. Да и представители старшего поколения отчасти согласны с ним, когда в порыве откровенности Глумов заявляет: «Вам без меня не обойтись». Он покидает сцену, но старики, в частности, Кривицкий, соглашается с этим заявлением, чувствуя в молодом человеке глубокое духовное родство, просто проявляемое в условиях иного времени. Вывод напрашивается сам собой: Глумова, конечно, стоит наказать для острастки, да затем и простить.

Краткий анализ

Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.

Фильм На всякого мудреца довольно простоты

Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.

Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.

Отзывы о пьесе и спектакле

Смотрела в Малом театре «На всякого мудреца довольно простоты». Потрясающая постановка Бейлиса и завораживающая игра актёров. Муравьёва, Юдина, Вершинин, Клюев — имена, которые сами по себе гарантия высокого уровня исполнения. Да и Островский располагает к тому, чтобы задуматься: а что, собственно, изменилось с тех пор в нашей жизни? Все хитрые ходы Глумова сегодня преподносятся психологами как техника НЛП или приёмы отзеркаливания и используются в торговой практике. И желания основной части населения либо карьера, либо деньги, либо то и другое вместе.

 

По летнему заданию устроил себе онлайн-просмотр пьес Островского. «На всякого мудреца довольно простоты» от 1971 года, постановка театра им. Вахтангова. В главной роли Юрий Яковлев. Для исполнения молодого человека могли бы найти актёра и без седины. Но, честно говоря, скучновато. Всё тонет в разговорах. Никакого движения. Проблемы архаичные и малопонятные. Вот если бы сделать современную обработку, поместить всех в сегодняшний день и заставить говорить современным языком, было бы зажигательней.

Игорь Филин

Образ Глумова мне всегда нравился. Хорошая умная смесь Чацкого и Молчалина. Всего должно быть в меру, а применяться к существующим условиям и вообще подсказывает здравый смысл. Что касается его целей, то они вполне житейские и сообразны талантам. Желая жить лучше, он не совершает никакого преступления. Но прочитав «Бешеные деньги», разочаровался. Кто не в курсе — там этот персонаж появляется в роли секретаря престарелой миллионерши. Злость осталась, а вот сам герой измельчал до похабства и мелких острот.

Владимир Сердюков