Произведение Михаила Шолохова «Наука ненависти»

История создания

Михаил Шолохов, как и его современники из литературной среды, с первых дней страшной бойни, начатой фашистскими захватчиками, регулярно публиковал свои очерки на страницах советских печатных изданий. Надо сказать, что он никогда не испытывал особой тяги к журналистской деятельности, поскольку привык тщательно обдумывать мельчайшие детали своих рассказов, в то время как подготовка статей в номер требовала работы в авральном режиме.

Михаил Шолохов пишет

Наблюдая за потугами талантливого писателя, главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг не давил на Шолохова и не требовал от него регулярных заметок. Однажды издатель предложил Михаилу Александровичу отправиться на фронт, чтобы воочию увидеть подвиги сражавшихся за родину солдат и рассказать об этом гражданам, оставшимся дома.

В качестве военного корреспондента Шолохов прибыл в эпицентр боевых действий, успел побывать под Смоленском и Сталинградом, вместе с красноармейцами вступил на немецкую землю. Он специально обратился к офицерам с просьбой разрешить ему находиться в самых горячих точках. Шолохов вел непримиримую борьбу с оккупантами и писательским пером, и боевым оружием.

Рассказ, который писатель закончил писать весной 1942 г. в Камышине, впервые вышел в свет 22 июня того же года в «Правде», главной газете Советского Союза, а уже на следующий день он был опубликован в «Красной звезде». Добро на публикацию «Науки ненависти» дал сам Иосиф Виссарионович Сталин.

В основе рассказа — реальный случай, произошедший с фронтовиком, которого писатель знал лично. Фамилия этого солдата является вымышленной. Шолохов дает понять, что повествование не ограничивается одной частной судьбой, а носит обобщенный характер. В образе главного героя воплощены черты, характерные для воюющего советского народа.

Прототип главного героя

Идея создания произведения возникла у Шолохова после того, как он услышал историю из уст политрука Зиновия Яковлевича Фердмана, побывавшего в немецком плену. Этот человек, еврей по происхождению, был схвачен фашистами 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, после чего переправлен в лагерь для военнопленных в селе Боканка. 21 ноября ему удалось совершить оттуда побег.

Идея создания «Наука ненависти»

Судя по стилистике зафиксированных писателем показаний спасшегося политрука, Михаил Александрович либо стал свидетелем опроса Фердмана, либо скопировал протокол дела в особом отделе. Сотрудники НКВД, вынося окончательный вердикт Зиновию Яковлевичу, учли его национальность. Как известно, фашисты безжалостно расправлялись с евреями, поэтому вряд ли у Фердамана могла быть хоть какая-то мотивация самовольно сдаться в плен. Его показания свидетельствовали о бесчеловечном отношении к пленным.

По словам Фердмана, их содержали под открытым небом и обращались как со скотом, кормя лишь зерном и семенами подсолнуха, из-за чего желудки многих бедолаг попросту не выдерживали. Пленных, умерших страшной смертью, не церемонясь, выбрасывали за ограду.

Краткий пересказ

Тот, у кого нет возможности целиком прочитать рассказ Шолохова на брифли, можно ознакомиться с кратким содержанием «Науки ненависти».

Вкратце сюжет произведения сводится к следующему. Рассказчик, попавший на фронт по долгу службы, ведет беседу с лейтенантом Виктором Герасимовым, который демонстрирует болезненную реакцию, когда мимо него проходит колонна пленных солдат вермахта. Офицер рассказывает своему собеседнику:

  • краткую информацию о себе;
  • историю попадания в плен.

Читателю становится известно, что Виктор Герасимов вырос в семье простых рабочих, трудился на промышленном предприятии, расположенном в Сибири. До войны успел жениться и обзавестись двумя отпрысками. Жена и отец-инвалид провожали единственного кормильца на фронт, взывая к его патриотическим чувствам, и даже глава райкома партии произнес ему несколько напутственных слов.

Взяли в плен группу немцев

Уже летом 1941 года Виктор очутился в самом пекле военных действий. Отступая, бойцы его подразделения успели взять в плен группу немцев, которым товарищи Герасимова поначалу даже симпатизировали, делясь с ними своей похлебкой и табаком. Офицер-кадровик, повидавший на своем веку многое, призвал солдат поубавить восторженный тон, поведав о том, как фашисты, в отличие от порядочных советских военнослужащих, обращаются с пленными воинами и гражданскими лицами.

Спустя несколько дней часть Герасимова была брошена в наступление, и красноармейцы убедились в правдивости слов своего соотечественника. Наибольший шок у лейтенанта вызвала изнасилованная и убитая эсэсовцами юная школьница. Рядом с ней лежал учебник по географии, точно такой же, как у его дочки. Чуть позже бойцы красной армии наткнулись на место казни сослуживцев. На груде окровавленных и изуродованных трупов лежали красноармейские пилотки. В этот момент к солдатам пришло окончательное понимание, с какими осатаневшими выродками им приходится иметь дело.

Осенью 1941 года Герасимов получил серьезное осколочное ранение, рухнул без сознания и был взят в плен. Подробное описание кошмара, творившегося в концлагере, отчетливо дает понять, откуда берет исток такая лютая ненависть к фашистам. Лейтенанту удается спастись бегством. Он кратко рассказывает, как вышел к партизанам, от них добрался до госпиталя, а затем очутился в родных краях.

Анализ рассказа

Центральная линия произведения — история лейтенанта Виктора Герасимова, которому чудом удалось избежать смерти, будучи пленником в руках гитлеровцев.

История лейтенанта Виктора Герасимова

Четко выстроенная композиция помогает в полной мере реализовать замысел: автору важно продемонстрировать эволюцию главного действующего лица от позитивного отношения к окружающей реальности и даже противнику, — к ненависти. Шолохов обозначает свою позицию через повествователя, так что личный опыт главного героя играет ключевое оценочное значение в трактовке и моральной оценке происходящих событий.

С первых строк чувствуется важнейшая, сквозная тема творчества Михаила Александровича, в раскрытии которой он признанный гений, — изображение живой природы как метафоры долгого жизненного пути.

Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы. Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Прежде чем читатель узнает, каково приходилось пленникам в лагерях, он знакомится с описанием:

  • чудесной природы украинских земель;
  • чувством стыда, пережитого при отступлении.

Все эти зарисовки являются подступами к основной сюжетной коллизии — суровому испытанию пленом. Вся палитра ощущений героя говорит о чувстве собственного достоинства, внутреннем стержне. Лейтмотивом, неким трагическим знаком не павшего духом выступают зверские избиения, породившие жажду мести.

Встреча с партизанами

Побег из лагеря, описанный героем, встреча с партизанами — все это не составляет центра сюжетной линии, так как подводит финальную черту под историей пленения и завершает раскрытие экзистенциональной темы как победы над внешним врагом и всеми невзгодами.

Своим рассказом Шолохов хотел обличить все изъяны воспитания, несовместимого ни с одной из сформировавшихся в европейской традиции гуманистических школ. Ненависть, по мнению писателя, — абсолютное зло, но в то же время единственно действенный инструмент, способный освободить родину от варваров, желавших поставить великую страну на колени.