Сказка Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат»

История написания

В коротеньких сказках Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина иносказательно изображается жизнь русского общества начала XIX столетия. Любое произведение направлено на осмысление серьезных проблем. Сюжет рассказа «Орел-меценат» представляет собой язвительную сатиру, направленную на высмеивание лживой просветительской деятельности людей, стоящих тогда у власти, что можно адаптировать и под современное правительство.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Написана сказка была в 1884 году. Произведение должно было стать частью выпуска журнала «Отечественные записки», но из цензурных соображений планы создателем были изменены. Не удалось опубликовать творение и в «Северном вестнике». Писателю пришлось услышать малоприятную критику от цензора Сватковского. Произошло это из-за высмеивания просветительской деятельности русского царизма.

Как только цензура была снята, произведение опубликовали в зарубежной газете «Общее дело». Русские поклонники творчества Салтыкова-Щедрина смогли прочитать рассказ лишь в 1906 году.

Краткое содержание

Если нет времени читать полностью произведение Салтыкова-Щедрина, краткое содержание позволит ознакомиться с сюжетом. Пригодится оно и при написании сочинения.

Орлу надоела отчужденная жизнь

Орлу надоела отчужденная жизнь, и он стал задумываться над тем, как хорошо было бы иметь дворню. Тогда, как помещики в старину, он зажил бы на славу. Прислуживающие птицы отвечали бы за развлекательную программу — пели песни, добывали пищу, готовили вкусности, охраняли ночной сон владыки, разносили первые сплетни и т. д.

Решает птичий царь изменить кардинально свою жизнь. К себе он позвал ястреба, коршуна и сокола. Их задача заключалась в сборе дворовых птиц. Прислужники сразу созвали ворон, гагар, ставших частью оркестров. Попугаи прекрасно начали справляться с ролями скоморохов. Сорока стала управлять казной. Филины, совы и сычи призваны были стоять на страже ночного покоя. Чего-то орлу все-таки не хватало.

Так и появилась в дворнях наука с искусством. За восхваление орла в новостях леса отвечал снегирь. Скучные книги должен был публиковать дятел. Добыть славу пением хотел голосистый соловей. Наступает золотой век просвещения. Появились гимны и оды, новая музыка.

Как только обучение окончилось, все отправились на показательное выступление-состязание. Душу орла задел снегирь, славивший спокойную и привольную жизнь без совести. Дятел поведал правителю в песне о его генеалогическом древе, что польстило монарху. Голос соловья оказался непонятным для орла, так что песню поданного пришлось исполнять скворцу, за что тот и заслужил главные награды.

Сокол и сова решают просветить орла. Сперва он терпел нравоучения, но запомнить ему ничего не удалось. Это злило царя, который разорвал своих учителей на части. Золотой век подходил к своему логическому концу. Любовь к науке оборачивалась гонениями и опасениями за свою птичью жизнь. Дворня стала пустеть. Орлица же от своего царя услышала только то, что произошедшее послужит орлам уроком.

Особенности названия

Перед написанием рассказа автор создал небольшое вступление к нему, наполненное глубоким сатирическим смыслом. Орел неспроста считается птичьим царем. Он плодоядный хищник. Среди орлиного семейства не удастся найти вегетарианцев. Тут сразу прослеживается намек на русского императора, подминающего под себя все.

Орел должен стать покровителем, который будет содействовать развитию наук и искусств. Логично, что ему сложно быть меценатом, хорошего из этого не выйдет ничего. Пересказ произведения стоит начинать с упором на хищную натуру короля птиц.

Тематика и проблематика

Центральная тема сказочного повествования вращается вокруг сатирического изображения политической просветительской деятельности всесильного монарха, начавшего развивать искусство и науку от скуки. Реально же ему просвещение безразлично. Орел собирает оркестр, созывает скоморохов и гадалок. Услужливые слуги пытаются сохранить авторитет господина, но приближенные все чаще осуждают правителя.

Тематика и проблематика сказки Тематика и проблематика

После этого приходит золотой век, который ранее был насажен Петром I населению. Такое отождествление главного персонажа с реальным политиком позволяет понять, насколько губительно навязывание просвещения. Воронята получают азбуки, что выглядит довольно комично. Конечно, автор рассказа несколько сгущает краски. Императоры в реальности всегда были образованы, но орел в сказке подается писателем глупцом. Он просит воспевать его имя.

Приближенные пытаются учить своего властителя, за что сова и сокол расплачиваются. Это позволило автору осветить проблему связи просвещения с деспотизмом.

Образованные люди перестают поддаваться дрессировке правительства. Власть приходит к выводу, что наука приносит только вред.

В кратком содержании «Орла-мецената» можно упомянуть о нескольких важных проблемах, рассматриваемых автором:

  1. Приспособленчество и холопство в культуре.
  2. Особые таланты соловья, дятла и снегиря, их подхалимство.
  3. Незаслуженное восхваление господина.
  4. Сосредоточение просветительской деятельности на материальных ценностях, а не на развитии культуры и науки.

Все это приводит к еще большему обескультуриванию птичьего царства. В центре событий оказывается гордый орел, решивший создать дворню по себе. Также в сюжете появляются скромный ученый дятел, искусный певец соловей, знатный писатель снегирь и большой льстец скворец. Сама же сказка призвана показать, насколько хищническая жизнь несовместима с развитием искусств и негативно сказывается на монархическом строе.