История создания повести Котлован

История создания

Краткое содержание повести Котлован

Повесть «Котлован» — одно из гениальных произведений Андрея Платонова. Текст написан в период отказа от старого уклада и начала строительства новой жизни. Большевики, пришедшие к власти, не всегда действовали гуманными методами, часто допускали перегибы, действовали необдуманно, поэтому далеко не все перемены были во благо. Писатель не мог наблюдать за этим спокойно и отразил переживания и размышления в фундаментальном произведении.

Сначала повесть публиковалась только в самиздате, потому что цензура не пропускала её в печать. Однако власти выслеживали тех, кто хранил у себя машинописные версии «Котлована» в виде брошюр. Оппозиционно настроенных граждан жестоко наказывали.

Время работы над главами повести указано в одном из самиздатовских экземпляров: с декабря 1929 по апрель 1930 год. Литературоведы полагают, что даты не совсем верны. Есть вероятность, что произведение было написано раньше, а годы отражают период, когда наиболее активно проводилась коллективизация.

Отношение к «Котловану» в СССР и постсоветской России неоднократно изменялось, в зависимости от того, какие настроения правили умами людей. Впервые цензура пропустила произведение в печать в начале 80-х, а напечатали повесть в 1987 году.

Тема произведения

В начале XX века писатели не обходили стороной актуальные темы, но преподносили рассуждения завуалировано, чтобы пропустила цензура. Нападки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выразительности. Но если другие писатели анализировали проблемы по отдельности, то Платонову удалось создать настоящий слепок с советской действительности.

При желании можно рассмотреть то, что автор хотел скрыть за символами. При этом герои повести «Котлован» настолько гротескные, что невозможно сказать, будто писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет строится вокруг строительства нового строя. Обзор показывает, что большую часть текста занимают рытьё котлована и коллективизация. Проблемы, поднятые Платоновым:

  • конфликт между старым и новым;
  • принудительная запись в колхоз;
  • влияние перемен на общество;
  • сложности городской и деревенской жизни в начале XX века.

Проблематика «Котлована» основана на противопоставлении социального строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остаётся незыблемой. В переносном смысле котлован можно считать главным героем повести, ведь весь сюжет строится вокруг него. События начинаются с того, что уволенный 30-летний Вощёв идёт в другой город, чтобы найти работу, и устраивается на ночлег в яме. Это и есть котлован для здания, в котором планируется поселить пролетариат. Вощёв остаётся с рабочими строить символ новой жизни. В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работа не продвинется.

Завязка и кульминации в повести «Котлован»

Второй символ — образ сиротки Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода советской власти. Пожилой рабочий по фамилии Чиклин подобрал девочку под лестницей и привёл её на стройку. Кроватью и ящиком для игрушек стали гробы, отобранные рабочими у крестьян. Этот эпизод показывает, насколько тяжело жилось сельскому населению в период становления социализма: им нельзя было распоряжаться не только своей жизнью, но и смертью.

Анализ «Котлована» Платонова помогает понять, почему в качестве основного символа использован котлован. Автор уверен, что новое нельзя построить на руинах старого, так и возведение здания для пролетариата не может быть возведено. Более масштабный смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на развалинах предыдущего строя, на людском горе и чужой крови.

Композиция и жанр

Трагичный финал в повести «Котлован»

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первая посвящена событиям в городе — копке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой приём, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесённую им в 1929 году. Председатель Совета Министров подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причинами конфликтов и перегибов.

Композицию можно назвать кольцевой, так как текст начинается описанием котлована и им же заканчивается. Такое обрамление придаёт повести трагичность и философскую глубину. Язык произведения — особенный. Это сочетание канцелярита и медитативной лирики. В жизни так не говорят, и из-за этого возникает комический эффект.

Жанр «Котлована» А. Платонова — повесть, по направлению литературоведы относят его к антиутопии. Типичные признаки повествовательного произведения:

  • большой объём;
  • разветвлённая и сложная система образов;
  • несколько сюжетных линий.

Главный признак антиутопии — невозможность воплощения в жизнь идей и замыслов, предложенных существующей властью.

Главные и второстепенные герои

В повести «Котлован», кроме основных персонажей, есть несколько действующих лиц второго плана. Они необходимы для того, чтобы автор мог как можно полнее раскрыть творческий замысел. Главные герои:

Главные и второстепенные герои в повести «Котлован»

  • Вощёв. Рабочий 30 лет, уволенный с завода по причине «задумчивости». Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своём и чужом предназначении. Цитаты из произведения, состоящие из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
  • Чиклин. Пожилой, физически сильный рабочий, бригадир землекопов. Чиклин нашёл девочку, сидевшую рядом с умирающей матерью, и привёл её на стройку.
  • Жачёв. Мастеровой без ног. Передвигался на самодельной тележке, ненавидел буржуазию.

Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:

Анализ произведения Котлован

История создания повести Котлован

  • Настя. Внучка хозяина кафельного завода, найденная Чиклиным возле умирающей матери. По словам девочки, она больше всего боялась стать «буржуйкой». Рабочий забрал сироту с собой в артель.
  • Прушевский. Инженер, у которого возникла идея общего дома для всех пролетариев. Прораб в артели.
  • Сафронов. Профсоюзный активист, мастеровой, склонный к поучительным и абстрактным рассуждениям. У него «вежливо-сознательное лицо», озарённое «улыбкой загадочного разума». Предложил установить в бараке радио, чтобы слушать речи и директивы, но позже согласился на предложение одного из рабочих привести девочку-сиротку, которая будет вместо радиоприёмника.
  • Козлов. Образцовый активист, физически слаб, но занял должность председателя главкома кооператива. Прошёл путь от простого землекопа до чиновника.
  • Лев Ильич Пашкин. Чиновник-бюрократ, председатель окружного профсовета, получивший своё имя в честь двух известных большевиков — Владимира Ильича Ленина и Льва Давидовича Троцкого.
  • Медведь-молотобоец. Животное, почерневшее от копоти, — полноправный член коллектива. Мишка выполняет все команды, понимает речь, он даже вытирает пот со лба, как человек. Между медведем и Настей установились особые отношения: он развлекает её, зажмуривая глаза и хлопая себя по животу.

Краткое содержание

Смысл повести Котлован

Когда Вощёву исполнилось 30 лет, ему выдали расчёт. Руководство механического завода, где трудился герой, заметило «рост слабосильности и задумчивости». Такие качества отрицательно сказывались на общем трудовом темпе. Рассуждая о смысле жизни, бывший рабочий до позднего вечера бродил по городу. Ночью он дошёл до ямы и без сил уснул, разморённый теплом.

Через некоторое время косарь разбудил путника и велел ему идти спать в барак, потому что место, облюбованное им, предназначено для масштабного строительства. Наутро между уволенным и рабочими состоялся разговор. Вощёв сообщил, что без понимания истины и определения смысла жизни не может работать. Мастеровые решили, что он годится для рытья котлована, ведь люди «стали дороги, наравне с материалом».

Под руководством Сафронова артель отправилась к площадке. Вощёву дали лопату, и он принялся копать, решив, что будет лучше жить кое-как вместе со всеми, а потом умереть. Самым слабым среди землекопов оказался не он, а Козлов, который постоянно кашлял и часто закрывал глаза. Этот рабочий был болен, но трудился изо всех сил, боясь, что иначе его почитают «нетрудовым элементом» и не примут в «новую жизнь».

Разработчик проекта, инженер Прушевский, мечтает, что скоро вместо «мелкоимущественного» города появится один огромный дом, который будет принадлежать пролетариату, и все заживут счастливо и осознанно. По задумке, новое монументальное здание должно быть построено уже через год.

На следующее утро на стройку приехал Пашкин — предстатель профсовета, и посетовал на то, что темп работы слишком медленный. После обеда прибыла новая рабочая сила, но мастеровым показалось, что присланные элементы «слишком слабые», однако деваться было некуда. Сафронов пообещал «вышибить отсталость в активность».

Козлов, понимая, что на котловане от него мало пользы, принял решение перейти на общественные работы. Тем временем мастеровые повышают сознательность и трудятся над укреплением дисциплины. Сафронов предложит установить приёмник, однако ему возразил Жачёв, по мнению которого, девочка-сиротка будет лучше, чем радио. Так показано сравнение человека с техникой.

Развитие сюжета

Краткий пересказ повести Котлован

Под лестницей в здании кафельного завода Чиклин нашёл девочку и увёл её с собой. Перед смертью мать попросила малышку не рассказывать о «буржуйском происхождении». Тем временем в бараке установили рупор, и из него доносились длинные речи с требованиями и лозунгами.

Когда Чиклин с Настей пришли в барак, девочка спросила, что означают линии на карте (меридианы). Малышка предположила, что это загородки от буржуев, и мастеровой, желающий привить ей революционные взгляды, подтвердил догадку. Когда рабочие нашли гробы, припрятанные крестьянами, 2 из них стали мебелью для девочки — постелью и ящиком для игрушек.

Кульминация и развязка

Наконец выкопали яму, теперь осталось положить в неё бутовый камень. Козлова назначили председателем, а Пашкин решил организовать в деревне колхозную жизнь. С помощью классовой борьбы предполагалось уничтожить «пни капитализма». Сафронов и Козлов отправились в деревню, где их убили, а затем туда же поехали Чиклин и Вощёв. Трупы товарищей находились в сельсовете. Там же ночевал Чиклин, а когда утром пришёл житель, чтобы обмыть тела, рабочий забил его до смерти, приняв за врага.

Активисты составили список тех, кто попадёт в колхоз, а остальных было решено отправить на плоту в море. Люди плакали, забивали скотину, переедали, только бы не идти в артель и не отдавать туда своё добро. «Кулаков», спрятавшихся в домах, помог найти медведь-молотобоец: он помнил, кто его угнетал раньше.

Колхоз был организован, и в честь этого события люди радостно топтались под музыку. Активист Вощёв собрал по деревне бесхозный хлам, занёс его в опись, а потом отдал Насте в качестве игрушек. Члены колхоза вместе с медведем радостно работали в кузнице. Они истратили весь уголь, починили сломанный инвентарь и наделали полезных приспособлений.

Вскоре Настя заболела, а деревенский активист умер. Мастеровые вместе с сироткой отправились к котловану и увидели печальную картину: в бараке было пусто и холодно, а котлован скрылся под снегом. Наутро Настя умерла, а вскоре приехал Вощёв. Его удивило, что в сознании девочки не оказалось убеждённости, которая позволила бы ей дожить до коммунизма.

Автор повести Котлован

Чиклин решил, что нужно снова копать котлован, ещё глубже. За ним пошёл весь колхоз: мужики рыли землю так старательно, как будто хотели спастись в яме и остаться там навеки. Жачёв отказался работать, сказав, что ничему теперь не верит. Он задумал убить Пашкина и для этого пополз искать его в городе. Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, чтобы шум с поверхности не беспокоил ребёнка. Когда он собрался опустить тело ребёнка в землю, проснулся медведь-молотобоец, и мастеровой разрешил ему прикоснуться к девочке.

Смерть сиротки в финале олицетворяет трагизм, крушение идеалов и надежд на светлое будущее. Когда умирает ребёнок, строить светлую жизнь не для кого и некому. Так пессимистично заканчивается «Котлован» Платонова.