Анализ и краткое содержание рассказа «Тупейный художник»

История создания

Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.

Николай Семёнович Лесков

В то время у простого народа была популярна погребальная песня, слова из которой стали эпиграфом к произведению. «Души их во благих водворяются» — этот стих как нельзя лучше демонстрирует, что упокоившиеся приняли мученическую смерть. Рассказ посвящён крепостным крестьянам, которым пришлось пережить издевательства со стороны жестоких господ. Если говорить кратко, шедевр Лескова — история о трагической любви.

В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.

Но моральные страдания порой были ещё хуже, чем физические, и об этом повествует Лесков в своём рассказе.

В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

Анализ рассказа «Тупейный художник»

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Краткое содержание

В начальной части повествования автор рассказывает, что есть талантливые мастера, постигшие вершины искусства в разных проявлениях. К сожалению, иногда такие люди погибают от рук «толпы». В пример приводится история художника, который гримировал умерших, придавая их лицам разные выражения. Было предусмотрено 3 варианта:

  • «спокойствие»;
  • «возвышенное созерцание»;
  • «блаженство непосредственного собеседования с богом».

Краткое содержание рассказа «Тупейный художник»

Произошло следующее: по просьбе скорбящих родственников мастер придал усопшему выражение лица, абсолютно не подходившее ему. При жизни почивший был «фальшивым банкиром» и обманул многих людей. Увидев, что сотворил художник, толпа забила его камнями. Так мастерство стало причиной гибели. Этой истории отводится первая глава произведения, а во второй автор представляет читателям Любовь Онисимовну. Далее в текст вплетается её рассказ.

Завязка повествования

У графа Каменского в крепостных был способный гримёр и парикмахер Аркадий Ильич. У этого же господина в молодые годы служила девушка Люба — няня автора и его брата. В юности женщина была талантливой актрисой и балериной, которой удавались самые сложные роли.

Пожилая няня рассказывает о запретном чувстве, возникшем между ней и «тупейным художником».

Содержание рассказа «Тупейный художник»

Молодым людям приходилось скрывать любовь от окружающих, а об отношениях или женитьбе не могло быть и речи. Однажды внезапно заболела одна из актрис. На её роль граф назначил Любовь, потому что был уверен в её мастерстве. Кроме того, он передал ей «камариновые серьги».

Щедрому подарку можно было обрадоваться, если бы не одно обстоятельство: презент означал, что девушка, бывшая на тот момент целомудренной, должна провести ночь в опочивальне графа. После этого она становилась наложницей господина («одалиской»).

У графа был брат Сергей, которому захотелось постричься определённым образом, чтобы появилось сходство. Чуя неладное, Николай не сразу согласился отправить своего парикмахера. Хитрый Сергей уговорил брата, солгав, что ему нужно остричь пуделя. Аркадий смело является к Сергею, несмотря на то, что последний приготовил пистолет, заряженный черкесскими пулями.

Выполнив указание, искусный цирюльник решился на безрассудный поступок. Его план состоял в следующем:

Тупейный художник

  • сговориться с Любовь Онисимовной;
  • в назначенное время вместе убежать;
  • добраться до соседней деревни, где жил священник, венчающий опальных крепостных;
  • обвенчаться;
  • бежать в турецкое село Хрущук, где от графского гнева уже укрылись многие крестьяне.

Кульминация и развязка

К сожалению, влюблённым не удалось осуществить план. Когда они явились к священнику и попросили обвенчать их, тот перепугался, ведь граф был очень грозен. Однако он принял беглецов и велел попадье, чтобы она дала какую-нибудь одежду девушке, ведь та была почти совсем раздета. Тут в дверь постучали, и священник отворил, впустив людей, которые гнались за беглецами.

Жестами показывая, где спряталась девушка, поп стал говорить, что ни в чём не виноват и предан графу. Однако же Любовь нашли, а Аркадий, увидев это, вышел из укрытия сам. Обратно к графу их везли на разных санях, а народ расступался, думая, что едет свадьба.

Жанровая принадлежность «Тупейного художника»

Любовь Онисимовне пришлось лишиться девственности «с постылым», после чего она пришла к себе в каморку и начала оплакивать свою долю.

Оказалось, что под её комнаткой мучают Аркадия. Услышав это, девушка стала душить себя косой, а очнулась уже на скотном дворе. К скотине отправляли тех, в отношении кого было подозрение в помешательстве. Граф и доктора считали, что скотники умеют распознавать неврозы и приглядывать за страдальцами.

От тётки Дросиды Любовь узнала, что Аркадия отправили на войну. В то время это считалось честью, ведь служивый мог не повиноваться графу, зато у него была возможность достойно погибнуть или вернуться домой с деньгами. Следующие 3 года девушка ухаживала за телятами. В один день в окошко упал камень, вокруг которого была обмотана записка. Оказалось, что это Аркадий подал весточку. Он вернулся с деньгами и решил, что предложит их графу в обмен на свободу девушки. По поводу потери целомудрия художник писал: «за страдание ваше, а не во грех и не за слабость поставляю».

Характеристика главных героев

В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:

Любовь Онисимовна рассказ «Тупейный художник»

Графы Каменские рассказ «Тупейный художник»

  1. Любовь Онисимовна. Актриса — мастер в своём деле, она справляется с самыми сложными ролями. Автор показывает её как мученицу, чья судьба напоминает жития святых. Несмотря на перенесённое горе, женщина осталась стройной и красивой, и весь её облик дышал благородством и нежностью.
  2. Аркадий. В переводе с греческого это имя означает «житель Аркадии». В Греции была область с таким названием, и люди там занимались преимущественно скотоводством. Выбор этого имени — отсылка к идиллическим произведениям. Лесков даёт понять, что художник был человеком со светлой и чистой душой, и подчёркивает это с помощью описания внешности героя. Охваченный думами о предстоящем мучении возлюбленной, он не побоялся даже графских пуль. С точки зрения законов того времени, художник совершил 2 преступления: нарушил указание графа, осмелившись постричь его брата, и совершил побег с крепостной девушкой. Оба поступка безрассудны, но вполне в духе того времени.
  3. Автор. Его тоже можно считать главным героем, ведь благодаря авторским пояснениям можно увидеть то, что не раскрывается в монологе Любовь Онисимовны. Читательское впечатление формируется с учётом мини-новеллы о художнике, который гримировал мёртвых. Сразу понятно, что каждого, кто намеренно или невольно нарушил общественный уклад, ждёт наказание, причём необязательно от господ.
  4. Графы Каменские. В рассказе подробно описано, как братья издеваются над крепостными. Один держит людей в подвалах, другой угрожает пистолетами, причём серьёзность намерений не вызывает сомнений. В рассказе братья олицетворяют знать того времени.
  5. Тётка Дросида. Это пьющая, но добрая женщина. Она видела лучшую долю, однако старается утешить главную героиню и предостерегает от «плакона» с зельем. По словам тётушки, «на ссылу» лучше, чем в объятиях постылого. Когда Любовь Онисимовна узнаёт, что Аркадий погиб, Дросида настаивает, чтобы девушка отпила из «плакона». Она считает, что только так можно «облить уголь».

Проблематика и темы

Главная тема, поднятая автором рассказа, — тяжкая доля крепостных. Пока не было отменено право господ владеть крестьянами, беззащитных людей морили голодом, сажали на цепи, запрещали им жениться и выходить замуж за любимых. По своему положению «маленький человек» был приближен к скоту, но животных хотя бы вволю кормили и не истязали.

Сексуальное насилие, совершаемое помещиками и графами, — ещё одна важная тема. Девушки были вынуждены ублажать господ, а если отказывались, над ними жестоко издевались. Церковь тоже вносила свою лепту: священники были не заступниками угнетённых, а приспешниками богачей и наделённых властью.

Темы рассказа «Тупейный художник»

Одна из основных проблем, показанных в «Тупейном художнике», — творчество и отношение к нему. Оценить по достоинству талант мастера получается не у каждого, но когда дело касается наказания или порицания, находится много желающих. Известно, что тяжёлая судьба — удел творческих людей во все времена, но при крепостном праве ситуация усугублялась беззащитностью крепостных. И Аркадий, и Любовь пострадали, хотя оба были талантливыми, а не просто хорошо выполняли работу.

Неправильная расстановка приоритетов — важная проблема, которая тоже волнует Николая Семёновича Лескова. В период, когда существовало крепостное право, отношение к людям строилось на основании того, к какому сословию они принадлежат. Мастерство, трудолюбие, честность и другие положительные качества не имели значения.

Центральная тема рассказа «Тупейный художник»

Центральная тема этой прекрасной книги — любовь. Это возвышенное и благородное чувство обрекло главных героев на страдания, и по-другому не могло быть. Любовь Онисимовна и Аркадий не имели возможности быть вместе, ведь общество было против их союза. Они не встретили поддержки ни у графа, ни у священника. Впоследствии тема любви поднимается на страницах многих повестей и рассказов русских писателей, и почти всегда сюжет заканчивается трагично.

Главная мысль «Тупейного художника» заключается в том, что в некоторых ситуациях есть только 2 выхода: смирение или бунт. В первом случае придётся терпеть унижения, и тогда конец жизненного пути будет таким же, как у тётушки Дросиды: горьким и лишённым смысла. Второй путь ведёт к избавлению от мучений, но цена слишком высока — сама жизнь.