Содержание баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов»

Историческая составляющая

Историческая составляющая произведения «Василий Шибанов»

Некоторое время Алексей Толстой служил в архиве. Работая с документами, он узнал много интересных вещей, и это побудило попробовать свои силы в новом жанре. Произведение «Василий Шибанов» было написано в 1840 году. При создании былины автор основывался на фактах, изложенных в эпохальном произведении Карамзина «История государства Российского». А. К. Толстой не ставил перед собой цель изложить факты в их точной последовательности. Скорее, он хотел передать атмосферу того времени, ведь недаром большая часть стихотворения отводится мучениям и мольбам Василия.

Среди персонажей, показанных в балладе, присутствуют палачи-опричники, хотя на самом деле предательство воеводы Курбского произошло раньше, чем на Руси появилась опричнина. Ещё 15 лет после введения нового порядка фактической столицей государства оставалась Александровская слобода, где и проходили ритуальные богослужения, организованные по типу монастырских.

Сюжетная линия

Сюжет исторической баллады «Василий Шибанов» Толстого состоит из 2 частей. Завязка — бегство воеводы, который принял литовское подданство и теперь боялся заслуженного наказания со стороны царя. Вторая часть начинается с кульминации, когда гонец передаёт письмо Иоанну, и заканчивается развязкой — мучительной гибелью Василия в застенках темницы.

Андрей Курбский

Сюжетные перипетии служат иллюстрациями отношения автора к Андрею Курбскому. В первой части Василий отдаёт ему своего коня, не страшась долгого пешего путешествия. Князь не отказывается от предложения и благополучно достигает вражеского стана. Там он сочиняет оскорбительное послание царю, и Василий появляется как раз вовремя. В этом эпизоде показано, что в окружении князя не находится желающих отвезти письмо царю. Только верный гонец согласился пойти на мучительную гибель.

В экспозиции произведения с самого начала заметно, что Алексей Толстой относится к Курбскому как к отрицательному герою. Момент, когда князь как бы в насмешку предлагает стремянному деньги, показывает его бездушие. Понимая, что вскоре Василию уже не понадобятся материальные ценности, он делает вид, будто не замечает большой преданности своего слуги. В то же время, сам гонец понимает, через что ему придётся пройти, и говорит: «Тебе здесь важнее твоё серебро, а я передам и за муки».

Народ — ещё один персонаж произведения. Он показан именно как масса, которая живёт в постоянном страхе и молится, чтобы очередной день прошёл без казни. По этой характеристике можно понять, насколько далёк был автор от простых людей. В действительности он был потомком графского рода и другом царя, и страдания народа не мог понять в полной мере, хотя и сочувствовал угнетённым.

Краткое содержание

Баллада основана на реальных событиях: князь Курбский действительно совершил предательство и уехал в Литву, потому что опасался гнева Ивана Грозного. По дороге его конь издох, и слуга предложил своего, а сам пошёл пешком.

Когда воевода оказался в безопасности, его окружили удивлённые литовцы. Им льстило, что русский князь сделался другом. Однако русский воевода не был рад, ведь его одолели гнев и злость на царя.

Краткое содержание произведения «Василий Шибанов»

Вместо того чтобы спокойно жить и служить новому сюзерену, князь Андрей решил отомстить, причём не самым эффективным способом. Курбскому на ум пришла идея письменно высказать государю всё, что о нём думает. Он писал послание, полное яда, всю ночь, и закончил лишь тогда, когда занялась заря. Но поскольку самостоятельно отправить письмо или сказать правителю неприятные вещи в лицо не хватало смелости, был выбран более безопасный способ — передача челобитной с гонцом.

В это время слуга как раз дошёл до стана и вызвался исполнить опасную миссию. Когда он прискакал в Москву, государь совершал службу. Окончив её, Иван Грозный вместе со свитой шёл по улице, когда увидел гонца, который ехал, «раздвигая народ».

По мере прочтения письма царь приходит в ярость. Он протыкает ногу гонца жезлом, но тот даже не показывает боли. Окончив чтение, государь удивляется тому, что Курбский послал такого преданного слугу на погибель, и отправляет его в темницу. Сменяя друг друга, Василия пытают палачи, и в конце концов он умирает. Однако последними словами стали не мольбы о пощаде, а молитвы, обращённые к Богу. Слуга просит творца о том, чтобы он простил князя-предателя и его самого, а также выражает надежду, что бог помилует Русь и жестокого царя. С этой молитвой на устах Василий испускает дух.

Анализ стихотворения

По жанровой принадлежности произведение «Василий Шибанов» является балладой. В нём не просто излагаются факты, а показано отношение автора к событиям и героям. Анализ «Василия Шибанова» позволяет понять, что А. К. Толстого волнуют следующие темы:

Конфликт в произведении «Василий Шибанов»

  • социальная ответственность;
  • жестокость и чуткость;
  • честь и бесчестье;
  • грех и праведность;
  • вера в Бога;
  • самопожертвование;
  • предательство;
  • смелость и трусость.

В балладе используются средства выразительности нескольких видов. На их основе ученики могут составить цитатный план произведения. Тропы, с помощью которых автор передаёт динамичность сюжета и раскрывает характеры героев:

  • Эпитеты. «Собачья измена», «лихой злодей», «рабская верность», «дерзкий гонец».
  • Сравнения. «Лиях кровь, аки воду».
  • Метафоры. «Послание, полное яду», «перо его местию дышит», «послание, полное яду», «гудят терема», «звонит всей опрични кромешная тьма».

Главные герои

Если судить по названию, может показаться, что в произведении один главный герой. На самом деле их три, причём все вызывают разное отношение. Основные персонажи:

  • царь;
  • Василий Шибанов;
  • князь Курбский.

Анализ стихотворения «Василий Шибанов»

Однозначно положительной фигурой является стремянной Шибанов. С самого начала баллады и до конца он хранит верность господину. Царь показан противоречивой личностью. С одной стороны, он бессердечен и запредельно жесток, что можно понять уже по одной детали: встретив гонца, Иоанн вонзает ему в ногу конец жезла. С другой стороны, царь внимателен, потому что отмечает преданность Василия. Качества, которыми Алексей Толстой наделяет стремянного:

  • стойкость;
  • смелость;
  • мужество;
  • преданность.

Курбанов — однозначно отрицательный герой. Во-первых, он предаёт царя и бежит во вражеский стан, спасаясь от его гнева. Во-вторых, князь труслив, ведь он не может сказать царю лично всё, что думает. В-третьих, он не менее жесток, чем царь.

Посылая Василия в качестве гонца, Курбский отчётливо понимает, что его ждут пытки и мучительная гибель. Тем не менее он без колебаний отправляет стремянного с обличительным письмом.

Изменение личности Василия

В первой части произведения Толстой изобразил главного героя смиренным и покорным человеком. Когда измученный конь князя пал, стремянный без колебаний отдал своего. Автор показывает читателям, что так поступить его побудила лишь «рабская верность». Если поискать скрытый смысл в словах Василия, станет понятно, что он осуждает князя, но старается этого не показывать, так как слуга не вправе критиковать поступки своего господина.

 «Василий Шибанов»

Литовцев Василий воспринимает как врагов, поэтому его слова Курбскому можно воспринять как насмешку. Но во второй части произведения слуга предстаёт совсем другим человеком. Теперь это не просто безмолвный посредник, вручивший письмо, а грозный обличитель. Царь и сам понимает, что погряз в пороках и жестокости, и на это указывают его слова. Во время прочтения письма он соглашается с тем, что пишет ему Курбский.

По словам Иоанна, Василий — «не раб, но товарищ и друг», и если Курбский отправил его на верную погибель, значит, у него должно быть ещё много таких людей. Вслед за этим Василий отправляется в темницу, где его пытают. При таких обстоятельствах характер главного героя раскрывается в полной мере: он не выдаёт товарищей Курбского, несмотря на самые жестокие пытки.

В заключительной части баллады автор показывает мучительную смерть главного героя, который даже в такой ситуации не проклинает своих палачей, а молится за них.

Василий предстаёт перед нами как посланник свыше, миссия которого заключается в страдании за чужие грехи. Он обращается к Всевышнему с мольбой обо всём русском народе, о своём господине и о царе. Заключительная часть — прощание с этим миром. Так происходит трансформация из покорного раба в стойкого духом мученика.