Шпенглер закат европы кратко

Биография автора

Освальд родился 29 мая 1880 года в небольшом провинциальном городе в Бланкенбурге. Его отец был небольшим чиновником в почтовой службе, и из-за его повышения семье пришлось переехать. С самого детства Освальд увлекался латинским языком, математикой и естественными науками. После обучения в университете он защитил докторскую диссертацию и начал свою деятельность в качестве преподавателя в Гамбурге.

Шпенглер закат европы

Именно в это время он начинает активно заниматься публицистикой, но после прихода к власти нацистов практически все его работы подвергаются жесткой цензуре. Скончался автор 8 мая 1936 года, а незадолго до этого высказал предположение, что Третий Рейх не сможет просуществовать больше 10 лет. Как в будущем показала история, автор оказался прав.

Конспект для «Заката Европы» Шпенглер делал на протяжении всей жизни. Благодаря этому ему удалось создать феноменальную работу, которая навсегда закрепилась в анналах истории.

Философские взгляды

Даже краткого содержания «Заката Европы» достаточно, чтобы понять, что Шпенглер был на самом деле уникальной личностью. Его идеи не просто пользовались популярностью среди единомышленников, но и вызывали резонансы в сфере научных деятелей. Пристальное внимание он уделял взглядам, которые имели отношение к историческому развитию наций.

Шпенглер закат европы краткое содержание

Именно всемирная история являлась основным объектом интересов автора, так как с самого детства он увлекался мировыми культурами и предпочитал рассматривать их в качестве полноценных органических форм. Первым, с чем был не согласен Шпенглер, стала классификация исторических эпох, которая использовалось уже на протяжении многих столетий и считалась устоявшейся.

По мнению автора, подобное деление было скучным и неправильным, так как приводило к появлению огромного количества вопросов и не позволяло найти на них ответы. Кроме того, такую классификацию было практически невозможно использовать в отношении неевропейской цивилизации. Краткое содержание «Заката Европы» в полной степени отображает основные идеи касательно этой проблемы.

Культура и кризис

В своей работе немецкий философ и математик призывает к новому пониманию мира. Произведение было написано до Первой мировой войны. Автор выделяет восемь «высоких культур», или цивилизаций:

Закат европы краткое содержание

  • Вавилонскую;
  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Индийскую;
  • Классическую (греческая и римская);
  • Арабскую;
  • Западную;
  • Мексиканскую.

Пять из перечисленных он использует в качестве примеров, но более подробно рассуждает об арабской, классической и западной культуре.

Шпенглер считает свою работу морфологией истории, то есть он рассматривает любую культуру отдельно, как живой организм, и пытается определить рождение, рост, упадок и смерть каждой. Кроме того, для Шпенглера ни одна из них не превосходит другие. Автор использует термин «культура», чтобы описать стадию роста и жизни или душу организма, и термин «цивилизация», чтобы определить стадию умирания организма, в которой исчезает человеческое творчество.

Освальд шпенглер закат европы краткое содержание

Душа культуры удерживается кровными узами, а цивилизация фактически разрушает ее, а с этим разрушением душа начинает умирать. Стадия цивилизации культуры может длиться сотни лет в окаменевшем состоянии. Поскольку они постоянно меняются, история представляет собой бесконечный ряд образований и трансформаций.

Три понятия жизненно важны для понимания морфологии истории Шпенглера:

  • единство развития в жизни каждой отдельной культуры;
  • любая стадия жизненного цикла длится примерно одинаковый промежуток времени;
  • каждый этап связан с другими культурами.

Общая закономерность заключается в том, что все культуры начинаются в негородской среде, а затем постепенно переходят в развитие городов, в которых рост и материализм в итоге ведут к ее упадку.

Изучение истории

В «Закате Европы» Шпенглер сравнивает европейские условия с более поздними годами эллинистической Греции и Римской республики, заканчивающимися во времена императора Юлия Цезаря. Автор признает парадокс западной культуры, сначала чествуя ее классическую основу, а затем обращаясь к другим цивилизациям. Классические люди были статичны, но западные стали динамичными, всегда искали способы расширить свои возможности и владения.

Шпенглер следует циклической философии истории, в которой все культуры проходят цикл жизни, подобный человеческой жизни: рождение, молодость, зрелость, упадок и смерть. Циклы следуют базовому двухсотлетнему шаблону, хотя в такой основной культуре, как западная, может быть несколько таких циклов, идущих один за другим.

Освальд шпенглер закат европы

Немецкий философ отвергает линейный взгляд на историю и использование древне-средневеково-современного подхода к изучению истории. Он говорит, что каждая культура должна изучаться сама по себе. С этой интерпретацией публицист стал ранним сторонником исторического релятивизма, представления о том, что истина относится к каждому историческому периоду, то есть правда для одной культуры не может быть правдой для другой.

Автор, однако, не осознает внутреннее противоречие, присущее этой философии. Он не отрицает, что у культур могут быть идеалы, но отрицает неограниченный потенциал для достижения этих идеалов. Конец культуры будет определяться не выбором, а судьбой, концом, непохожим на судьбу, идеей древних греков.

Освальд шпенглер закат европы кратко

Освещение Шпенглером религии, особенно иудаизма и христианства, сбивает с толку. Рассказ о христианстве начинается в главе 14, которая охватывает арабскую культуру и классифицирует религию как одну из мистических для этого региона. Для философа религия метафизическая и доказывается не знанием, а опытом.

В «Закате Европы» мыслитель определяет Запад как объединенные Западную Европу и Соединенные Штаты. Он не делает различий между этими двумя регионами, потому что, как он утверждает, они оба выросли из одной базовой культуры.

Три главные цивилизации

Шпенглер подробно рассматривает три культуры:

  • «аполлинскую» классическую Греции и Рима;
  • «магскую» культуру Ближнего Востока;
  • «фаустовскую» культуру Западной Европы примерно с 1000 г. до н. э.

Основой каждой является ее концептуализация глубины.

Как отметил Кант в своей «Трансцендентальной эстетике», человек не испытывает непосредственно трехмерное пространство. Каждый глаз дает двухмерное изображение, и небольшое восприятие глубины сильно отличается от того, что происходит с длиной и высотой.

Закат европы шпенглер краткое содержание

Люди понимают эти изображения, представляя, что объекты встроены в пространство, которое изображается в виде бесконечно расширяющейся трехмерной декартовой сетки.

Согласно Канту, эта идея пространства исходит из разума: пространство не наблюдается ни непосредственно, ни строго не выводится из наблюдения. Разум навязывает эту идею чувственным данным, которые иначе были бы бессмысленным смешением цветов. Согласно Шпенглеру, Кант описывает только априорную идею пространства для западного «фаустовского» человека. Аполлиновский человек концептуализировал пространство на модели твердых тел, а человек-маг основал свою картину на идее пространства, заключенного в пещере.

Шпенглер предсказывает будущую русскую цивилизацию, которая будет использовать изображение равнины с глубиной, аналогичной длине. Автор приводит немного доказательств этих поразительных заявлений, особенно о культурах Аполлина и Фауста, которые являются его основным направлением. С глубоким опытом связано понимание математики, науки, художественного выражения, этики и Бога. Классическая математика была основана на рациональных числах, арабская — на переменных, западная — на функции. Конечно, математическое доказательство справедливо в любой культуре, но культура определяет, какие математические проблемы представляются целесообразными для изучения.

Шпенглер закат европы краткое содержание по главам

Характерной формой искусства классического человека была скульптура, а для фаустовца — инструментальная музыка и импрессионистическая живопись. Магская этика была приглашением к благодати, в то время как фаустовская этика является категорическим императивом. Аполлинская культура считалась политеистической, думая об отдельных богах как о твердых телах, в то время как магская и фаустианская являются монотеистическими, полагая, что один Бог находится везде (как декартово пространство).

Следует отметить, что изначально никто не воспринимал анализ культурного единства Шпенглера всерьез. «Закат Европы» обычно принимался как культурный артефакт, книга была временно популярна, потому что она отражала широко распространенное чувство мрака после Первой мировой войны. Без сомнения, картина Шпенглера «Цивилизация» некрасивая. Однако это не так уныло, как могло бы быть. Если философ прав, то новая культура в итоге возникнет после того, как пройдут долгие столетия цивилизационной зимы.

В 1918 году был издан первый том «Заката Европы» Шпенглера. Кратко выложив свое недовольство историческими методами, автор произвел настоящий резонанс в обществе. За 10 лет до падения Третьего Рейха философ стал предрекать его падение и не ошибся. Осталось понять, прав ли он был в исчезновении западной цивилизации или впервые его слова не найдут практического подтверждения.