Дионис — бог виноделия и плодородия в греческой мифологии

Рождение и воспитание

Отцом Диониса был Зевс, верховный бог, а матерью — смертная женщина, Семела. История появления малыша на свет необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса, Гера, узнала, что супруг ей изменяет. Она решила хитростью погубить соперницу, поскольку не хотела, чтобы побочный ребенок родился на свет. Явившись под видом странницы, она внушила Семеле мысль о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном блеске — чтобы доказать свою божественность.

Зевс и Дионис

Во время свидания Зевс поклялся выполнить любую просьбу Семелы и не смог нарушить собственное обещание. Он предстал среди сверкающих молний, которые умертвили женщину и спалили ее жилище. Но бог успел выхватить недоношенное дитя из пламени, затем зашил его в свое бедро. Через 3 месяца он «родил» мальчика, распоров на ноге швы. Родиной малыша стал Наксос, где дитя воспитали нимфы.

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка отдали родной тетке и ее мужу Афаманту. Они воспитывали юного божка, как девочку, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня наслала безумие на Афаманта и тот убил собственного сына. Его жена вместе Дионисом и вторым своим сыном бросилась в залив. Зевс превратил Диониса в козленка и его вырастили нимфы Нисейской долины.

Там был и еще один воспитатель — Силен. Именно он открыл юноше тайны приготовления пьянящего напитка из винограда, научил понимать природу. В качестве награды за труды Зевс перенес нимф на небо — теперь они являются скоплениями звезд возле Альдебарана (Гиады). Бог виноделия в греческой мифологии известен он также под многими другими псевдонимами:

Рождение Диониса

  • Бахус.
  • Загрей.
  • Либер.
  • Хорей.
  • Вакх.
  • Ортос.

Исследователи полагают, что миф о рождении от Зевса обеспечивал Вакху место на Олимпе. Дионис в представлении людей того времени был веселым, но своенравным. Развлечения были обычным его времяпрепровождением. Но иногда юноша становился очень неприятным и легко насылал безумие на тех, кто его не почитал.

Почитание в Древней Греции

Культ Диониса начал повсеместно распространяться к VIII—VII вв. до н. э. В то время стали появляться крупные полисы (города-государства), развивалась демократия. Местные божки постепенно вытеснялись. Как покровитель земледелия и плодородия Бахус импонировал представителям простого народа, которые почитали его в пик Аполлона, защитника родовых аристократов. Было несколько основных обрядов, посвященных Дионису. Все они подразумевали веселие и включали в себя:

Почитание Диониса в Древней Греции

  • Торжественные процессии.
  • Состязания поэтов.
  • Распитие вина.
  • Представления с переодеваниями.

Также в это время люди должны были петь веселые песни, проводились даже хоровые конкурсы. В Древней Греции праздники проходили в марте-апреле и назывались Дионисиями.

В январе-феврале проводились Ленеи, включающие исполнение комедий, Малые (Сельские) Дионисии в декабре, с повторами трагедий, ранее сыгранных на городских праздниках.

Распространение культа

У эллинов воспевание Диониса слилось с поклонением фригийскому Сабазию. В Риме же Дионису поклонялись под именем Вакха (откуда и пошло название — вакханалии) а также Бахуса. Врумалии, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были сродни шабашу ведьм:

  • Участники выпивали огромное количество вина, которое раскрепощало их.
  • Музыка доводила до состояния экстаза, который граничил с безумием.
  • Особенно сильно атмосфера влияла на женщин, которых именовали менадами («безумными») или вакханками.

Дионис

Вакханалии в Италии и Риме проводились поначалу редко, посещали их лишь женщины. Затем праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Рание версии вакханалий проводились под покровом темноты, они включали в себя дикие пляски, ритуальные совокупления. Разыгрывалась смерть Вакха, которого символизировал бык. Жертвенное животное разрывали на части и поедали еще теплое мясо.

Дионисизм распространился по всей Греции в VIII—VII вв. до н. э. Культ должен был освобождать душу от всего тленного, объединить ее с космическим началом, доказать бессмертие. Но все чаще празднования превращались в безумные оргии с разгулами страстей (оттуда у этого слова и пошла негативная окраска).

Торжества быстро приобрели дурную славу, поскольку на них планировались тайные сговоры и преступления.

В итоге они были повсеместно запрещены, кроме ряда случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы заменили приношением плодов урожая. Вакханалии постепенно превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Античные картины и скульптуры донесли до нынешнего времени образ Вакха, как его представляли в те времена почитатели. Это юноша без бороды, черты лица мягкие, женственные. Самый важный атрибут его власти — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой — фаллический символ созидательного начала. Были и другие:

Виноградная лоза

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады и Дионис

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Дионис часто изображался в виде быка, который являлся символом земледелия, плодородия. Эллины почитали природу, плодородие было важным для сельских жителей. Богатый урожай, по их мнению, служил символом расположения богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка. Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя. Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Бог Аид

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Бахусу также любовную победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Хвала Бахусу

Хвала Бахусу

Значение культа бога плодородия было велико — почитая природное начало, люди принимали жизнь вместе со всеми ее проявлениями. Впадая в экстатическое состояние, они переживали единение с мирозданием, где все объединялось в единый танец. Люди и животные, смерть и жизнь, наслаждение и боль — все сливалось. Не было правил и запретов. Рассудок отступал, сменяясь древними инстинктами.

Заповеди бога Апполона призывали укрощать дух, смирять плоть. А культ Диониса открывал в самой сущности человека нечто дикое, что обычно прячется за здравым смыслом и порядком. Почитая его, люди выражали скрытый протест официальной власти. Даже после принятия христианства они не желали расставаться с Бахусом. Продолжались праздники в его честь, хотя старые святилища разрушались, а на их месте возводились церкви. Но виноградари по сей день восхваляют своего покровителя, бога плодородия.