В чем двойственность образа пети трофимова

История создания пьесы

На пороге первой Русской революции 1905 года у Чехова возник замысел трагикомической пьесы «Вишнёвый сад», которая является последним крупным произведением писателя. В 1901 году Чехов писал своей супруге Ольге Книппер, что приступил к работе над новой пьесой, которая будет «непременно смешной, очень смешной, по крайней мере, по замыслу».

А.П, Чехов

К моменту создания сочинения Чехов был уже известным драматургом. В отличие от предыдущей пьесы «Три сестры», написание «Вишнёвого сада» было мучительным и долгим — вследствие тяжёлого заболевания писатель был вынужден часто делать перерывы в работе.

Истоки и определение замысла ведут к посещению Чеховым в 1889 году имения Линтваревых, где в округе писатель неоднократно замечал запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Там же драматург наблюдал и подмечал для себя характеры, которые наиболее ярко проявляются в тяжёлых для людей обстоятельствах.

Символ дворянского сада на участке как-то, что объединяет разные поколения людей, сформировался у писателя задолго до написания самой пьесы. Тему для этого давало подрастающее «третье сословие», имеющее жёсткую деловую хватку и цинизм, которое вытесняло с жизненной арены людей старой закалки, сентиментальных и привязанных к традициям.

Вишневый сад

Чехова интересовали не внешние детали жизни «последних дворянских семей», а их внутренняя суть, скрытые конфликты и настроения, незаметные для взгляда посторонних людей. Заканчивая работу над пьесой в 1903 году, Антон Павлович неоднократно переписывал, вычёркивал и дополнял характеры участников действия. В произведении появилось множество внесценических персонажей — Дашенька, Дериганов, парижский любовник —, связующих весь сюжет в единое целое.

Первая постановка прошла 17 января 1904 года в Московском театре. По воспоминаниям Станиславского, Чехова не устраивала интерпретация режиссёра, в которой произведение становилось трагедией, а не комедией. Несмотря на это, пьеса имела оглушительный успех у публики, обеспечив себе бессмертие в мире искусства.

Характеристика образа

Пётр Трофимов изначально задумывался писателем как положительный персонаж, который, несмотря на это, не лишён мелких недостатков и отдельных дурных качеств. Для того чтобы понять, в чём двойственность образа Пети Трофимова, необходимо обращать внимание не только на его реплики, но и на окружающую разговор обстановку. Сам персонаж имеет следующие характеристики:

Петя трофимов характеристика

  • Студент 26 лет.
  • Неказистая внешность — по описанию Любови Раневской — «бывший когда-то симпатичным парнем, который имеет не слишком густые волосы и носит очки». На момент действия пьесы его называют «облезлым барином».
  • Несколько раз исключали из учебного заведения — «вечный студент», который всё никак не может закончить обучение и найти себе постоянный заработок.
  • Подрабатывает переводчиком.
  • Также Трофимов являлся бывшим учителем сына Раневской — Гриши.

Петя относится к второстепенным персонажам пьесы, однако его роль от этого не умаляется; вечный студент является представителем поколения, которому безразлична судьба «Вишнёвого сада», так как с ним у него не связаны никакие воспоминания. Другие персонажи относятся к молодому человеку с иронией и долей комизма. Трофимов смотрит на жизнь преимущественно с сарказмом, но без негативизма. Вместе с тем он любит в своей речи использовать пафосные выражения («Человечество идёт к высшей правде и я в первых рядах!»), которые на деле ничем не подтверждаются.

Качества героя

У Чехова нет однообразных и плоских персонажей; не является исключением и бедный студент. Петя Трофимов раскрывается писателем как «вечно устремлённый в будущее» человек, которому нет дела до прошлого и даже до настоящего. Среди его качеств стоит назвать:

Петя трофимов

  • Склонность к философствованию, которая проявляется в рассуждениях о будущем мире, а также призывы стремиться к свободе (одна из цитат — «Если у вас есть ключи от хозяйства, бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер!»).
  • Гордость. «Да, я облезлый барин и горжусь этим!», «Петя Самохвалов». Однако именно ему принадлежит монолог о том, что в светлом будущем гордости не должно быть места, так как она «мешает признавать ошибки и начать исправляться».
  • Незрелость. Частые насмешливо-снисходительные обращения к другим персонажам, заявления «Я стою выше любви!», оказывающиеся на деле пустой болтовнёй, жизнь за счёт Раневской — представительницы «вымирающего» класса, против которого борется Трофимов.
  • Доброта и чистота души. Эти качества выявляются косвенным путём, благодаря обращению к нему сторонних персонажей — «Хороший и добрый человек», «Ну, Петя, чистая душа! Я прощения прошу!».
  • Несерьёзность, рассеянность. Никак не может закончить учёбу, подрабатывает переводами текстов, постоянно теряет вещи (калоши).

Мечтания Пети сводятся к свободе — однако в его понимании свобода означает «отказ от надоевших обязанностей». Несмотря на высокопарные реплики, Трофимов не боится размышлять и вступать в дискуссию с людьми, умудрёнными опытом. Он имеет чувство юмора и может вызывать у людей улыбку — «недотёпа и смешной урод», «Смешной вы, чудак!».

Петя трофимов вишневый сад характеристика

Представитель нового класса

Помимо пространных рассуждений о счастье и свободе, Трофимов яростно критикует и обличает интеллигенцию, которая, помимо разобщённости, отвыкла от труда и ничего не способна сделать без рук крестьянина. Студент недоволен распространившейся по всей России «пошлости, грязи и азиатчины»; он справедливо считает, что этому не место в прекрасном будущем страны. К другим подобным заявлениям Пети относятся:

Трофимов вишневый сад

  • «Я укажу другим путь!…» — В монологах Трофимова, самого прозорливого персонажа пьесы, Чехов показывает образ человека нового поколения. Да, пока что он лишь неказистый мечтатель, не сделавший в жизни ничего путного; но уже сам факт появления таких Трофимовых, готовых показать вектор развития, являлось предвестником неминуемых перемен.
  • «Я предчувствую счастье. Аня, я уже вижу его!… И если мы не увидим его, то что за беда? Его увидят другие!». Петя призывает покончить с прошлым, вечно тянущим назад и идти в будущее. Однако в этом и проявляется конфликт, заложенный писателем: нельзя отправиться в счастливое будущее, не искупив своё прошлое.
  • «У всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати человек в комнате, везде клопы и смрад». Острое недовольство настоящим, а также обвиняющий взгляд на людей старого поколения, кто повинен в текущей ситуации — эти качества также свойственны зарождающемуся в то время новому классу (достаточно вспомнить подвиг врача Антона Никифоровича Ефимова, отдавшего свою жизнь в разгар эпидемии тифа на Кавказе).

Таким образом Пётр Сергеевич Трофимов, несмотря на свой несерьёзный образ, в целом является прототипом «революционного человека», его предвестником. Его смешные и дурные качества указывают на то, что революционер ещё не сформировался, однако ситуация в стране настолько накалилась, что даже непутёвые интеллигенты вроде мечтателя Трофимова готовы присоединиться ко всеобщей борьбе.

Взаимоотношения с персонажами

Несмотря на то что в пьесе ни Трофимов, ни Аня не являются главными персонажами, их взаимоотношения раскрываются достаточно подробно. Молодые люди одинаково безразличны к вишнёвому саду, уходящей эпохе, и в произведении они противопоставлены «отжившим свой век Раневским, Гаевым и Лопахиным».

Петя способствует духовному росту Ани, раскрывая ей глаза на неприглядные моменты дворянского прошлого, скрытого за красивой поэзией и внешней красотой родовых поместий. Любовная линия обозначена скорее намёком, что указывает как на нерешительность Трофимова, свойственной ему во всех делах, так и на неустойчивость их отношений. При этом их характеры дополняют друг друга — Аня, полная сил и внутренней увлечённости, но без вектора развития, и Петя, с его революционными идеями.

Характеристика трофимова из вишневого сада

Любовь Раневская относится к Трофимову с теплотой, несколько иронично; владелица поместья не воспринимает его речи всерьёз, если они не затрагивают любимый вишнёвый сад. В диалогах с ней Петя в наибольшей степени раскрывается как человек со своеобразными взглядами на жизнь — он не может понять чувств дворянки, старающейся сохранить своё поместье («Почему? Да там вся моя жизнь!».

Вместе с тем эти два характера объединены общими чертами — неспособностью решать насущные и бытовые проблемы, а также склонностью к мечтательности; разница в том, что Раневская мечтает о прошлом, Трофимов — о будущем.

Персонажем, который противопоставляется бедному студенту, является Ермолай Лопахин. Он один из немногих людей в пьесе, кто действительно занимается реальными делами, — купец с коммерческой жилкой всюду видит возможность для прибыли. Ермолай свободен от ностальгии по прошлому и в вишнёвом саду видит лишь очередную сделку.

Лопахин всюду представляется антиподом Трофимову — тот говорит про отказ от тщеславия и гордости (сам при этом являясь гордым человеком), а Ермолаю эти качества как будто вовсе не присущи. Однако Лопахин, имея возможность делать реальные перемены, не имеет заинтересованности в них, если он не наблюдает прибыли. Взгляд Ермолая узок, в отличие от Трофимова, который мыслит глобально. Сам Петя так цитирует своё отношение к Лопахину: «Как-никак, всё-таки я люблю тебя. Я так понимаю, вы скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, так и ты нужен…».