Вишнёвый сад как центральный образ пьесы

У пьесы довольно простой сюжет — в имение Раневских, окруженное огромным парком, собираются члены семьи (сама Любовь Раневская, ее дочь, брат и воспитанница) плюс их знакомые, друзья и соседи (Лопахин, Трофимов). Имение вот-вот должны продать за долги, но вся семья намерена спасти… не имение, а именно вишневую рощу. Постепенно мы понимаем, что спасение сада, который совершенно не выгоден их владельцам, действие глубоко символичное. Их жизни крепко связаны с этим местом, им кажется, что если они его сохранят, то смогут жить как прежде.

Образ вишневого сада

Но читателю и зрителю-современнику было понятно с первого взгляда насколько это невыполнимая идея. Как замечал Бунин — сад на 500 гектар, состоящий только из вишневых деревьев? Ни один нормальный помещик не завел бы такого. Вишневые деревья хрупкие, капризные, боятся плохой погоды, да и выглядят не слишком импозантно. Но в этом вся суть сада — непрактичный, красивый лишь раз в году, зато идеальной красотой цветущей рощи. В нем могут наслаждаться отдыхом люди, которые знать не знают насущных забот.

А еще это очень старая и известная достопримечательность. Недаром помещица замечает, что во всей губернии замечателен только вишневый сад. Потерять его значит признать, что владельцы теряют все то, что любили и уважали даже не десятилетиями веками.

Сад как средства раскрытия характеров персонажей

Отношение к саду раскрывает образы всех героев пьесы. Вот «легкая» Любовь Андреевна, которая 5 лет пробыла за границей, рыдает, увидев свою старую комнату. А глядя деревья в цвету, восклицает «о мое детство, чистота моя». Ей вторит брат, говоря о длинной аллее, что блестит в лунные ночи. Для них старые деревья — это их прошлое, в котором они были так счастливы.

Для молодого поколения, прежде всего для Ани, это образ детства из которого она постепенно вырастает. Она сама растерянно замечает, что уже не любит вишневый аллеи как прежде, прислушивается к красивым, но довольно абстрактным восклицаниям Трофимова — «Вся Россия наш сад!» Она понятия не имеет куда идти, но оставаться здесь больше не хочет.

образ сада в пьесе вишневый сад

Главный «нелюбитель» вишневого изобилия — купец Лопахин. Очень противоречивый персонаж. Купец, богач, который скоро станет миллионером, он искренне привязан к безалаберной Раневской, хочет ей помочь, но когда от его помощи отказываются, спокойно покупает имение на аукционе. Он прекрасно чувствует значимость этого места, говоря, что прекрасней него нет на свете. Для него это тоже символ. Но такой же противоречивый как он сам. В этот парк и дом его предки не смели войти («… их не пускали даже в кухню»). А теперь он под музыку вырубит старые деревья, чтобы его потомки увидели тут «новую жизнь». Ему действительно жаль Раневскую, женщину к которой он по-своему привязан. Но победа над прошлым, над прекрасным парком, где его отец был крепостным, для Лопахина гораздо важнее.

Символизм вишневого сада

Образ сада в пьесе «Вишневый сад» — это образ идеального прекрасного мира, навсегда потерянного людьми. Это красота, которая обязательно должна умереть. Во-первых, потому что для кого-то эта идиллия выглядела иначе, кто-то видел ее в гораздо более мрачном свете. А еще этот образ обнажает главное противоречие любого «возвышенного» мира без недостатков — в нем нельзя жить столь же «возвышенной» жизнью, думать только о любви как Любовь Андреевна и есть только леденцы как Гаев… Вишневый сад, как и все хорошие и значимые вещи в мире, требует заботы и самоотдачи. Но именно этих качеств и нет у владельцев чудесного сада.