Признаки жанра

Как и любая другая единица в литературе притча имеет свои отличительные черты, которые делают её уникальной среди массы других.

Определение гласит, что сама по себе она представляет прозаическое произведение небольшого размера, имеющее поучительный характер, обычно религиозное или нравственно-ценное. Обычно не имеет размер более пары страниц. Произведение направлено на передачу мудрости от одного поколения к другому.

Главные признаки притчи:

  1. Иносказательность и аллегоричность текста.
  2. Наличие философских мотивов и идей, истины морали.
  3. Отсутствие конкретики и подробных описаний. Как правило все места и образы обобщены, описаны поверхностно и без наличия деталей. Цель такого приёма – передача типичности ситуации. Из-за нехватки конкретики она становится универсальной.
  4. Упоминание добрых поступков и мотивов, добро всегда побеждает зло.
  5. Преувеличение, гиперболизация объектов и явлений.
  6. Отсутствие широкого сюжета, вниманию читателя предстают только зарисовки.
  7. Точность в подборе слов.
  8. Простота композиции.

Поднимаются темы вечных проблем, морали и нравственности, человеческих пороков и жизненных ценностей различного характера.

что такое притча

Интересно, что вопреки простоте и небольшим размерам притча может сказать очень многое и дать пишу для размышлений не на один час времени. В этом заключается их особая ценность. Притчи не нужно недооценивать как жанр, поскольку в воспитании поколений они могут сыграть немалую роль, если использовать их по назначению.

Немного истории

Затрагивая вопрос о том, что такое притча, стоит упомянуть, что это очень древний жанр литературы наравне с предметом устного народного творчества. Примерно тогда же появились сказки и басни. Самые первые произведения, зафиксированные историками имеют религиозное начало. Они были записаны в Библии и имели связь с еврейской и христианской культурами. В другой рукописи с похожей тематикой – это Ветхий Завет – есть отдельная Книга Притчей Соломоновых. Однако тот облик, который был распространен позднее, притча приняла только в Новом Завете. Тогда она появилась в учениях Христа.

До 18 века притча существовала исключительно в религиозном виде. Но затем она проникла в среду художественной выразительности и к 20 веку распространилась в культурном пространстве европейской художественной литературы. Она вышла за рамки религии и перешла к бытовому характеру.

В русской литературе притчи писали, например, такие классики, как Александр Сумароков (его философские произведения «Кукушки», «Пиит и Богач», «Маскарад»), Александр Пушкин (его стихотворение-притча «Сапожник») и Александр Куприн («Босяк»).

Современные притчи

История притч на этом не закончилась, она продолжается и в современной литературе. Несмотря на обилие произведений, писатели находят новые способы выразить и так известное по-другому. Часто в таком случае они носят религиозный характер и напрямую связаны с религией. Однако несмотря на смену среды творчества, в структуре произведений изменилось мало что. Все характерные им черты остаются в практически неизменном виде и не претерпевают кардинальных изменений.

Среди творцов в этой области можно увидеть Елену Рерих, Ирину Покровскую и Илью Бояшова. Существуют сборники современных религиозных притч, но их авторов найти можно не часто.