История написания

Это произведение создавалось достаточно долго. Первые строки появились в 1934 году. Сначала Ахматова не собиралась писать поэму. Она задумывала цикл стихотворений, которые поднимали тему реакционного периода, при котором многие семьи затронули репрессии. Лично столкнувшись с беспощадностью сталинского режима, когда она лишилась мужа и практически потеряла сына, который был ни в чем не виноват, Анна меняет свои планы и пишет большую поэму. Большая часть произведения была написана в 1928-1940 гг.
Важно! Поэма “Реквием” была окончена, но публиковать ее было нельзя. Более того, автор долго не записывала строки и держала их в памяти, зачитывая только самым близким друзьям. Еще около 11-ти человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэтессу. Ахматова записала его на бумаге лишь в 1950-м году.
Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год
Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год
В 60-х гг., когда началась “оттепель”, некоторые части печатали в самиздате.
Важно! Полную версию напечатали только в 1987 году в начале периода “перестройки”.

Название и композиция

Название “Реквием” несет в себе глубокий и сильный посыл. Так называют церковную службу, которую проводят за упокой души. Ахматова посвятила свою поэму всем, кто стал жертвой жестокого режима: узникам, матерям, отцам, женам и дочерям, которые провожали своих близких на смерть. Так как произведение писалось частями, композиция его выглядит на первый взгляд несвязанной и хаотичной. Оно состоит из следующих частей:
  • “Посвящение”
  • “Вступление”
  • 10 глав - некоторые с названием (7 - “Приговор”, 8 - “К смерти”, 10 - “Распятие”)
  • Эпилог
Повествование идет от имени лирического героя, который является рупором поэтессы. Он помогает ярко и выразительно описать чувства и выразить конкретные мысли автора.
Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет работы художника Ю. П. Анненкова. 1921 год
Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет работы художника Ю. П. Анненкова. 1921 год

Тема

В “Реквиеме”  поэтесса раскрыла множество тем:
  • Страдания народа - показаны через призму собственной драмы. При этом поэтесса проводит сравнение с матерями любых эпох, которые были вынуждены отправлять своих сыновей на смерть, даже если они ни в чем не виноваты. Она показывает, что их боль лишает рассудка, она существует вне времени, никуда не исчезая. Также Ахматова чувствует боль всего своего народа, который любит всей душой, и который теперь вынужден переживать столь страшное время.
  • Безграничная любовь - женщины не в силах помочь своим родным, но их любовь не имеет границ, стремится согреть и защитить близких, которые попали в беду.
  • Память - Ахматова говорит, что мы обязаны всегда помнить об этих людях, павших жертвами эпохи, о горе всей нации и каждой отдельной женщины. Наша задача не забыть об этих ужасах и не допустить их повторения.
  • Время - в произведении объединяются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении как будто бы стерто, оно построено как наплывы воспоминаний. Время в разных частях меняется, для героини оно стало серым и бесцветным ожиданием, она измеряет его лишь важными событиями, а промежутки заполняются тоской.

Проблематика

В этой поэме поднимается целый ряд серьезных злободневных проблем того времени:
  • несправедливости - большая часть людей в тюрьме были обвинены огульно, ни за что;
  • исторической памяти - автор боится, что следующие поколения забудут об этих ужасах и этих людях, которые пережили столько горя;
  • бесправия и беспомощности - матери не в силах изменить судьбы своих детей, они могут только ждать.

Жанр, художественные приемы, направление

“Реквием”, безусловно, относится к литературному жанру “поэма”, но в ней отмечают и некоторые черты эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении под названием акмеизм. Это одно из ответвлений модернизма. Ему присущи такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямота изложения, которые мы видим в строках поэмы.
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет работы Н. Альтмана. 1914 год
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет работы Н. Альтмана. 1914 год
Ахматова использует почти все размеры, меняет ритм, количество стоп. Эти приемы позволяют придать эффектность и разнообразить изложение, остро подчеркивая смысл слов. Ахматова использует всевозможные тропы:
  • эпитеты (смертельная тоска, смертный пот);
  • метафоры (опадают лица);
  • антитезы (упало каменное сердце на мою еще живую грудь);
  • сравнения (старуха выла, как раненый зверь).
Также она использует символику: Ленинград - как наблюдатель, Иисус и Магдалина - как воплощение страданий всех матерей, памятник - как вечное напоминание.

Содержание

Поэма описывает реальные события, произошедшие с Ахматовой, пропущенные через ее душу и выраженные в поэтической форме. В прологе она рассказывает о том, что ее сына сослали, она осталась одинока и бродит по городу, вспоминая, как два долгих года она провела в ожидании этого приговора в немыслимых очередях, в окружении сотен женщин. Вступление повествует об этом воспоминании глубже и полнее. Затем она описывает, как ее сына арестовали, как она постепенно привыкала к жуткой мысли, что его казнят. Приговор ему не выносили 17 месяцев, а затем она узнает, что его сослали в Сибирь. Этот миг для нее светел, ведь она думала, что его убьют. Затем было свидание с ним в тюрьме, она вспоминает, как ужасно было видеть “страшные глаза” сына. В эпилоге Ахматова пишет о том, как женщины буквально умирали в этом ожидании, как они старели и теряли надежду. Она просит, чтобы ее памятник поставили здесь - под тюрьмой, где сотни женщин годами стояли в абсолютной неизвестности. Он должен стать напоминанием о чудовищности этого режима. Поэма “Реквием” Анны Ахматовой - великое произведение, в котором ярко и живо отображены события страшных репрессий 30-х годов. Поэтесса создала настоящий “памятник” тому времени, как она того и хотела. Предлагаем также из видео ниже прослушать полное содержание поэмы “Реквием”.